Найти в Дзене

Мартин Скорсезе написал колонку для NYT и поставил точку в споре о супергеройском кино

Уже месяц как не утихает обсуждение супергероики как вида искусства, начавшееся с выпада Скорсезе против фильмов Marvel. Дошло до того, что режиссер написал целую колонку для New York Times.

Заходят в бар знаменитый режиссер Мартин Скорсезе и гений, миллиардер, плейбой, филантроп Тони Старк. На Железного человека сразу же набрасываются фанатки и фанаты, просят его автограф, сочувствуют его скоропостижной кино-смерти и требуют показать всякие примочки костюма. А Скорсезе сидит один, заказывает коктейль Ди Каприо и бормочет: «„Марвел“ — не кино».

Что-то похожее случилось чуть больше месяца назад, только Скорсезе произнес те же слова не себе под нос, а во всеуслышание — про недокиношность фильмов Marvel он заявил в интервью журналу Empire. Он сравнил супергеройское кино с парками развлечений и сказал, что их создатели не пытаются донести до зрителей психологический и/или эмоциональный опыт.

Слова Скорсезе запустили долгий срач спор о фильмах Marvel. На тему высказались:

  • Режиссер «Стражей Галактики» Джеймс Ганн — он напомнил, как люди протестовали против фильма Скорсезе «Последнее искушение Христа» еще до его выхода, и расстроился, что режиссер поступает также с его картинами. Позже он провел аналогию между Скорсезе и «дедами», которые тоже считали гангстерские фильмы однообразными и презренными.
  • Актер Сэмюэл Л. Джексон — он сказал, что фильмы не должны нравиться всем и что все имеют право на собственное мнение. Слова Скорсезе он описал так: «Это все равно что сказать, что Багз Банни несмешной».
  • Актер Роберт Дауни младший — его заявление по смыслу идентично Нику Фьюри: мнение Скорсезе ценю, но это лишь мнение.
  • Режиссер Фрэнсис Форд Коппола — единственный в этом списке, кто встал на сторону своего коллеги, только сделал это слегка… перегнув палку. Коппола решил не церемониться и прямо назвал фильмы «Марвел» отвратительными/мерзкими.
  • Глава Disney Боб Айгер — он сказал, что его не задевают высказывания Скорсезе и Копполы, но они могут задеть тех, кто работает над киновселенной «Марвел». Ну, и не забыл добавить, что «Дисней» занимается «очень прибыльным бизнесом».
  • Режиссер «Тор: Рагнарек» Тайка Вайтити «Конечно же, это кино! Оно же идет в кинотеатрах!»
  • Актриса Натали Портман — по ее словам, нет единого способа создавать искусство. «Люди хотят развлечений, когда приходят домой после работы после всех трудностей жизни».
  • Актер Бенедикт Камбербэтч — человек с тысячей имен отчасти согласился с Скорсезе. Он надеется, что в кинематографе нет никаких монополий и что мы продолжим поддерживать кинопроизводителей всех уровней.
Наша криворукая интерпретация стороны «ЗАМАРВЕЛ»
Наша криворукая интерпретация стороны «ЗАМАРВЕЛ»

И вот спустя месяц после начала «войны за „Марвел“» Мартин Скорсезе решил выразить свою позицию максимально содержательно — и написал колонку для New York Times.

Режиссер допускает, что если бы был моложе, ему могли бы и зайти супергеройские фильмы, но у него «сформировалось чувство фильмов, от которого до киновселенной „Марвел“ далеко, как от Земли до Альфа Центавры». Он сказал, что раньше фильмы были откровениями в эстетическом, эмоциональном и духовном плане, они были «формой искусства» — кстати, место кинематографа среди музыки, литературы и танцев тогда пришлось отстаивать.

Скорсезе вспоминает Альфреда Хичкока, который «тоже был в определенном роде сам себе франшизой» — мол, люди ходили на его фильмы за определенными эмоциями. Но мы до сих пор помним о них не из-за ощущений от просмотра, а из-за придумок режиссера, актерской игры и сценария.

«Некоторые говорят, что картины Хичкока обладали некоторой одинаковостью, и, наверное, это правда — Хичкок сам задумывался на эту тему. Но одинаковость современных франшиз — нечто другое. Многие элементы, которые определяют кинематограф, присутствуют в фильмах „Марвел“. Чего там нет, так это откровения, тайны или истинной эмоциональной опасности. В них нет никаких рисков. Эти картины созданы с целью удовлетворить определенные потребности, и спроектированы как выборка из ограниченного набора тем.
Это сиквелы по названию, но ремейки по сути, и их содержание полностью санкционировано, потому что иначе быть не может. Это природа современных кинофраншиз: они создаются готовыми к потреблению — после исследования рынка, тестирования на аудитории, проверки, исправления, ещё проверки и снова исправления».

Но истинная причина беспокойства Скорсезе — это то, что «настоящим» фильмам сложно попасть в прокат и привлечь внимание, потому что все поле заполнено развлекательными франшизами. Он сразу оговаривается: тут дело не в спросе-предложении, а в том, что «если людям долго предлагать и продавать одну и ту же вещь, то они будут хотеть больше этой одной и той же вещи». В колонке режиссер констатирует, что сейчас фильмы разделены на «всемирное аудиовизуальное развлечение» и «кинематограф». И тотальная финансовая доминация одних может привести к «маргинализации» других, не говоря уже о снижении их количества.

И снова все дело в деньгах.
Ваш Дважды два.