Найти в Дзене
Криминал 2.0

Почему лучшими бойцами в ОПГ, считаются бывшие силовики?

В конце 1990-х в Астрахани существовало множество ОПГ. Но главными считались четыре: «Русский клуб», созданный спортсменами из силовых единоборств, «Татар­ский профсоюз», название которого говорило само за себя, группировка Виктора Степа­нова и самая «отмороженная» банда - ОПГ Асламбека Даташова, состоящая в основном из чеченцев и дагестанцев. Парень из спецназа Биографию Павла Носова, чей профессионализм шли­фовался в спецподразделе­нии на Северном Кавказе, можно назвать классической для киллера. Дембельнувшись с армейского контрак­та в родную Астрахань, хорошую работу он найти не смог. Да и как ее найти, если луч­шее, что он умел, - это уби­вать?! И тогда Носов решил предложить свои услуги вла­дельцу ЧОП. Правда, то, что это была банда, Носков по­нял не сразу. В структуре, ку­да он пришел устраиваться на работу, начальство было в тесном контакте со старшими офицерами Астраханско­го ГУВД. Они-то и обнадежи­ли парня: «Ты боролся с не­чистью на Кавказе, а теперь будешь делать то же с
Почему лучшими бойцами в ОПГ, считаются бывшие силовики?
Почему лучшими бойцами в ОПГ, считаются бывшие силовики?

В конце 1990-х в Астрахани существовало множество ОПГ. Но главными считались четыре: «Русский клуб», созданный спортсменами из силовых единоборств, «Татар­ский профсоюз», название которого говорило само за себя, группировка Виктора Степа­нова и самая «отмороженная» банда - ОПГ Асламбека Даташова, состоящая в основном из чеченцев и дагестанцев.

Парень из спецназа

Биографию Павла Носова, чей профессионализм шли­фовался в спецподразделе­нии на Северном Кавказе, можно назвать классической для киллера. Дембельнувшись с армейского контрак­та в родную Астрахань, хорошую работу он найти не смог. Да и как ее найти, если луч­шее, что он умел, - это уби­вать?! И тогда Носов решил предложить свои услуги вла­дельцу ЧОП. Правда, то, что это была банда, Носков по­нял не сразу. В структуре, ку­да он пришел устраиваться на работу, начальство было в тесном контакте со старшими офицерами Астраханско­го ГУВД. Они-то и обнадежи­ли парня: «Ты боролся с не­чистью на Кавказе, а теперь будешь делать то же самое здесь. Да еще и денег заработаешь». Так Носков стал чле­ном ОПГ «Русский клуб», которая существовала в Астраха­ни вполне легально под вывеской спортивно-патриотического клуба.

Реально же группировка занималась рэкетом, мошен­ничеством, сутенерством, а также подпольной торгов­лей икрой и осетриной. В конце 1990-х стало казаться, что спортивные парни взяли в свои руки все и вся. Но неожиданно у них появились конкуренты. В мае 2002 го­да, кто-то обстрелял из авто­матов здание «Русского клу­ба». Спортсмены хотели на­казать стрелков, но найти их не смогли. Как позже выясни­лось, это было предупрежде­ние от конкурентов умерить свой аппетит. Спортсмены его не поняли, и в марте 2004 го­да на территории холодиль­ного завода были расстреля­ны президент «Русского клу­ба» Анатолий Говердовский и начальник оперативно-поис­кового управления Астрахан­ского УВД полковник Николай Аросев. То, что полковник и бандит оказались в одной ма­шине, никого не удивило - все знали: за «клубом» стоят по­кровители в погонах

В рамках следствия начальник астраханского УБОПа пол­ковник Ринат Салахов убедил братков из «Русского клуба», что их босса порешила Даташевская ОПГ. Вскоре парни из УБОПа даже нашли «киллера» - уроженца Чечни Ахмеда Мумаева. который рассказал, что стрелял в Говердовскогоп перепутав его с «кровником». Все было настолько убеди­тельно, что парни из «Русско­го клуба» почти поверили Са­пахову. Однако в эти разборки неожиданно вмешался адво­кат Мунаева Игорь Розенталь. Он почти доказал фальсификацию дела, и, чтобы это не всплыло на суде, Салахов на­мекнул парням из клуба, что «кое-кто хочет отмазать ваше­го мокрушника».

12 апреля 2005 года в офис адвокатского бюро ворва­лись трое в масках и набро­сились на Розенталя. Адвокат получил 32 ножевых ранения, а бросившийся ему на выруч­ку компаньон Халилов - 27. Позже оба скончались в боль­нице. Милиция не смогла сра­зу задержать убийц, но спустя два года выяснилось, что ли­дером нападавших был Павел Носов.

Час ликвидатора

Другой жертвой Носова стал уже московский адво­кат Евгений Замоскворецкий. Павел застрелил его в дека­бре 2005 года. Замоскворец­кий защищал сына владельца ОАО «Астрахань-Рис» Викто­ра Степанова - тоже крупного авторитета в криминальной Астрахани. Но это не смуща­ло полковника Салахова, ко­торый пытался получить с не­го деньги. Не дождавшись, Са­лахов инициировал в отно­шении Степанова-младшего уголовное дело. Но адвокат легко мог разбить его на суде, а также предать огласке факт вымогательства полковником 600 тысяч долларов за пре­кращение дела.

Когда Замоскворецкий был убит, сотрудники УБО­Па пытались убедить следователя, что убийство совер­шил его подзащитный, Сте­панов младший. Ведь в хо­де обыска дома у парня был найден пистолет, из которого совершили убийство. Не до­бившись осуждения Степано­ва-младшего, в ноябре 2006 года Носов с напарником в ка­муфляже и с липовым удосто­верением УВД похитили Степанова-старшего. Авторитета вывезли в степь, где Носов пе­ререзал ему горло.

Когда бандитам из «Русско­го клуба» пожаловались крышуемые ими бизнесмены, они удивились. Якобы вызов спортсменам бросило мир­ное с виду национальное об­щество «Татарский профсо­юз». Разведка «Русского клу­ба» быстро выяснила, что «профсоюз», возникший лишь в 2000-м, активно вторгается в криминальную сферу Астрахани. Спортсмены хоте­ли поставить на место дерз­ких новичков, но не тут-то бы­ло. Выяснилось, что за «про­фсоюзом» стоит полковник Астраханского УБОПа Ринат Салахов. Именно с его помо­щью новая ОПГ и начала вы­давливать с позиций «Русский клуб». И без крови не обошлось.

15 мая 2006 года автомо­биль нового главаря «Русско­го клуба» Эдуарда Мальгизина был обстрелян из авто­мата Калашникова. Автори­тет был ранен, но выжил. Ед­ва Мальгизин смог встать с больничной койки, как тут же улетел за границу, а «Рус­ский клуб» возглавил зять ви­це-мэра Астрахани Руслан Атаулин. Правда, тоже нена­долго: через два месяца Ата­улин был расстрелян в собственном «Лексусе» прямо на дороге. Салаховский УБОП, подключившийся к расследо­ванию, выдвинул версию ме­сти выжившего Мальгизина над новым боссом ОПГ. Одна­ко в причастность Мальгизи­на к этому расстрелу даже в ГУВД никто не верил. Сведущие люди знали, что началь­ник УБОПа таким образом ре­шает проблемы с лидерами «Русского клуба».

Уверовав в свою безнака­занность, Салахов стал откры­то заниматься крышеванием бизнесменов. Очередной его жертвой стал Игорь Кузнецов. Салахов предложил ему кры­шу, но цена вопроса оказа­лась неподъемной, и сделка не состоялась. Вскоре у Кузне­цова сгорели две иномарки, а третья на его глазах взлетела на воздух. Через минуту по­сле взрыва ему вновь позвонил Салахов и уточнил, не пе­редумал ли он перейти под его охрану. При этом ценник на услуги значительно вырос.

Судебный казус

Понимая, что вопрос с ми­лицейским произволом мо­жет решить лишь другая кри­минально-силовая структура, Кузнецов обратился к Вячес­лаву Биланенко, лидеру Тру­совской ОПГ и по совмести­тельству казачьему атаману и председателю общества вете­ранов госбезопасности и милиции. За определенную пла­ту Биланенко обещал бизнес­мену решить его вопрос. Пообещал, но не смог - на стрел­ке атамана хладнокровно расстреляли. Но он выжил и был прооперирован.

Поначалу руководство УБОПа по инструкции выста­вило пост у палаты Биланен­ко, но через три дня по при­казу Салахова пост на ночь был снят. В больницу пришел экс-спецназовец Павел Носов. Казачий атаман вместе с соседом по палате были хладно­кровно расстреляны. Но для Салахова этот беспредел да­ром не прошел. Когда проку­ратура выяснила, кто прика­зал снять охрану, оборотень попал в разработку службы собственной безопасности МВД.

7 сентября 2006 года ОМОН окружил спортцентр «Русского клуба», где забаррикадировались братки, и че­рез пару часов взял его штур­мом. Но часть «клубовцев» осталась на свободе. 12 янва­ря 2007 года у дома по ули­це Куликова было совершено покушение на члена «Русско­го клуба» и бизнесмена Андрея Лагутина, являвшегося преемником арестованного босса ОПГ. Спортсмены отомстили быстро. Спустя неде­лю, 19 января, в своем джипе был расстрелян Рустам Ибрагимов - владелец боксерско­го клуба и крупного рынка. Оперативники предполагают, что ликвидировал Ибрагимо­ва все тот же Носов.

Разработка главы УБОПа дала результаты, и 10 октября 2007 года под предлогом раз­бирательства ДТП, совершен­ного Салаховым, его вызвали в следственное управление. Там его и арестовали. Одно­временно в своих квартирах было задержаны его помощ­ники - офицеры УБОПа. В ка­бинете Салахова нашли план больницы, по которому он инструктировал убийц ата­мана Биланенко. Правда, уз­нав об арестах, Носов тут же двинул в бега. Арестовали его только 8 декабря 2009 го­да в Солнечногорском райо­не Московской области. По­сле следствия материалы де­ла Носова были переданы в суд, и тут случилось неожи­данное - присяжные призна­ли его невиновным! А вот его босс, экс-полковник МВД Ри­нат Салахов за организацию нескольких убийств получил пожизненный приговор.

Астраханская прокурату­ра не смогла смириться с тем, что киллер Носов не понесет наказания. Ссылаясь на нару­шения УПК, гособвинение об­жаловало приговор в Верхов­ном суде РФ и дело направили на новое рассмотрение. В результате новые присяжные признали Павла Носова вино­вным, и Астраханский облсуд приговорил его к 19 годам за­ключения.