В конце 1990-х в Астрахани существовало множество ОПГ. Но главными считались четыре: «Русский клуб», созданный спортсменами из силовых единоборств, «Татарский профсоюз», название которого говорило само за себя, группировка Виктора Степанова и самая «отмороженная» банда - ОПГ Асламбека Даташова, состоящая в основном из чеченцев и дагестанцев.
Парень из спецназа
Биографию Павла Носова, чей профессионализм шлифовался в спецподразделении на Северном Кавказе, можно назвать классической для киллера. Дембельнувшись с армейского контракта в родную Астрахань, хорошую работу он найти не смог. Да и как ее найти, если лучшее, что он умел, - это убивать?! И тогда Носов решил предложить свои услуги владельцу ЧОП. Правда, то, что это была банда, Носков понял не сразу. В структуре, куда он пришел устраиваться на работу, начальство было в тесном контакте со старшими офицерами Астраханского ГУВД. Они-то и обнадежили парня: «Ты боролся с нечистью на Кавказе, а теперь будешь делать то же самое здесь. Да еще и денег заработаешь». Так Носков стал членом ОПГ «Русский клуб», которая существовала в Астрахани вполне легально под вывеской спортивно-патриотического клуба.
Реально же группировка занималась рэкетом, мошенничеством, сутенерством, а также подпольной торговлей икрой и осетриной. В конце 1990-х стало казаться, что спортивные парни взяли в свои руки все и вся. Но неожиданно у них появились конкуренты. В мае 2002 года, кто-то обстрелял из автоматов здание «Русского клуба». Спортсмены хотели наказать стрелков, но найти их не смогли. Как позже выяснилось, это было предупреждение от конкурентов умерить свой аппетит. Спортсмены его не поняли, и в марте 2004 года на территории холодильного завода были расстреляны президент «Русского клуба» Анатолий Говердовский и начальник оперативно-поискового управления Астраханского УВД полковник Николай Аросев. То, что полковник и бандит оказались в одной машине, никого не удивило - все знали: за «клубом» стоят покровители в погонах
В рамках следствия начальник астраханского УБОПа полковник Ринат Салахов убедил братков из «Русского клуба», что их босса порешила Даташевская ОПГ. Вскоре парни из УБОПа даже нашли «киллера» - уроженца Чечни Ахмеда Мумаева. который рассказал, что стрелял в Говердовскогоп перепутав его с «кровником». Все было настолько убедительно, что парни из «Русского клуба» почти поверили Сапахову. Однако в эти разборки неожиданно вмешался адвокат Мунаева Игорь Розенталь. Он почти доказал фальсификацию дела, и, чтобы это не всплыло на суде, Салахов намекнул парням из клуба, что «кое-кто хочет отмазать вашего мокрушника».
12 апреля 2005 года в офис адвокатского бюро ворвались трое в масках и набросились на Розенталя. Адвокат получил 32 ножевых ранения, а бросившийся ему на выручку компаньон Халилов - 27. Позже оба скончались в больнице. Милиция не смогла сразу задержать убийц, но спустя два года выяснилось, что лидером нападавших был Павел Носов.
Час ликвидатора
Другой жертвой Носова стал уже московский адвокат Евгений Замоскворецкий. Павел застрелил его в декабре 2005 года. Замоскворецкий защищал сына владельца ОАО «Астрахань-Рис» Виктора Степанова - тоже крупного авторитета в криминальной Астрахани. Но это не смущало полковника Салахова, который пытался получить с него деньги. Не дождавшись, Салахов инициировал в отношении Степанова-младшего уголовное дело. Но адвокат легко мог разбить его на суде, а также предать огласке факт вымогательства полковником 600 тысяч долларов за прекращение дела.
Когда Замоскворецкий был убит, сотрудники УБОПа пытались убедить следователя, что убийство совершил его подзащитный, Степанов младший. Ведь в ходе обыска дома у парня был найден пистолет, из которого совершили убийство. Не добившись осуждения Степанова-младшего, в ноябре 2006 года Носов с напарником в камуфляже и с липовым удостоверением УВД похитили Степанова-старшего. Авторитета вывезли в степь, где Носов перерезал ему горло.
Когда бандитам из «Русского клуба» пожаловались крышуемые ими бизнесмены, они удивились. Якобы вызов спортсменам бросило мирное с виду национальное общество «Татарский профсоюз». Разведка «Русского клуба» быстро выяснила, что «профсоюз», возникший лишь в 2000-м, активно вторгается в криминальную сферу Астрахани. Спортсмены хотели поставить на место дерзких новичков, но не тут-то было. Выяснилось, что за «профсоюзом» стоит полковник Астраханского УБОПа Ринат Салахов. Именно с его помощью новая ОПГ и начала выдавливать с позиций «Русский клуб». И без крови не обошлось.
15 мая 2006 года автомобиль нового главаря «Русского клуба» Эдуарда Мальгизина был обстрелян из автомата Калашникова. Авторитет был ранен, но выжил. Едва Мальгизин смог встать с больничной койки, как тут же улетел за границу, а «Русский клуб» возглавил зять вице-мэра Астрахани Руслан Атаулин. Правда, тоже ненадолго: через два месяца Атаулин был расстрелян в собственном «Лексусе» прямо на дороге. Салаховский УБОП, подключившийся к расследованию, выдвинул версию мести выжившего Мальгизина над новым боссом ОПГ. Однако в причастность Мальгизина к этому расстрелу даже в ГУВД никто не верил. Сведущие люди знали, что начальник УБОПа таким образом решает проблемы с лидерами «Русского клуба».
Уверовав в свою безнаказанность, Салахов стал открыто заниматься крышеванием бизнесменов. Очередной его жертвой стал Игорь Кузнецов. Салахов предложил ему крышу, но цена вопроса оказалась неподъемной, и сделка не состоялась. Вскоре у Кузнецова сгорели две иномарки, а третья на его глазах взлетела на воздух. Через минуту после взрыва ему вновь позвонил Салахов и уточнил, не передумал ли он перейти под его охрану. При этом ценник на услуги значительно вырос.
Судебный казус
Понимая, что вопрос с милицейским произволом может решить лишь другая криминально-силовая структура, Кузнецов обратился к Вячеславу Биланенко, лидеру Трусовской ОПГ и по совместительству казачьему атаману и председателю общества ветеранов госбезопасности и милиции. За определенную плату Биланенко обещал бизнесмену решить его вопрос. Пообещал, но не смог - на стрелке атамана хладнокровно расстреляли. Но он выжил и был прооперирован.
Поначалу руководство УБОПа по инструкции выставило пост у палаты Биланенко, но через три дня по приказу Салахова пост на ночь был снят. В больницу пришел экс-спецназовец Павел Носов. Казачий атаман вместе с соседом по палате были хладнокровно расстреляны. Но для Салахова этот беспредел даром не прошел. Когда прокуратура выяснила, кто приказал снять охрану, оборотень попал в разработку службы собственной безопасности МВД.
7 сентября 2006 года ОМОН окружил спортцентр «Русского клуба», где забаррикадировались братки, и через пару часов взял его штурмом. Но часть «клубовцев» осталась на свободе. 12 января 2007 года у дома по улице Куликова было совершено покушение на члена «Русского клуба» и бизнесмена Андрея Лагутина, являвшегося преемником арестованного босса ОПГ. Спортсмены отомстили быстро. Спустя неделю, 19 января, в своем джипе был расстрелян Рустам Ибрагимов - владелец боксерского клуба и крупного рынка. Оперативники предполагают, что ликвидировал Ибрагимова все тот же Носов.
Разработка главы УБОПа дала результаты, и 10 октября 2007 года под предлогом разбирательства ДТП, совершенного Салаховым, его вызвали в следственное управление. Там его и арестовали. Одновременно в своих квартирах было задержаны его помощники - офицеры УБОПа. В кабинете Салахова нашли план больницы, по которому он инструктировал убийц атамана Биланенко. Правда, узнав об арестах, Носов тут же двинул в бега. Арестовали его только 8 декабря 2009 года в Солнечногорском районе Московской области. После следствия материалы дела Носова были переданы в суд, и тут случилось неожиданное - присяжные признали его невиновным! А вот его босс, экс-полковник МВД Ринат Салахов за организацию нескольких убийств получил пожизненный приговор.
Астраханская прокуратура не смогла смириться с тем, что киллер Носов не понесет наказания. Ссылаясь на нарушения УПК, гособвинение обжаловало приговор в Верховном суде РФ и дело направили на новое рассмотрение. В результате новые присяжные признали Павла Носова виновным, и Астраханский облсуд приговорил его к 19 годам заключения.