Теория ценностных ориентаций Клаухона-Стродбека представляет собой одну из первых попыток развития межкультурной теории ценностей. Согласно Клахону и Стродбеку (1961), каждая культура сталкивается с одинаковыми основными потребностями выживания и должна отвечать на одни и те же универсальные вопросы.
Именно из этой необходимости возникают культурные ценности. Основные вопросы, с которыми сталкиваются люди во всем мире, делятся на пять категорий и отражают озабоченности:
1) человеческая природа,
2) взаимоотношения между человеком и миром природы,
3) время,
4) человеческая деятельность
5) общественные отношения.
Клахон и Стродбек выдвинули гипотезу о трех возможных ответах или ориентациях на каждую из проблем.
Какова природа, присущая человеку?
Это вопрос, говорят Клачхон и Стродбек, который задают все общества, и на него обычно даются три разных ответа. В некоторых обществах люди склонны считать, что люди по своей природе являются злом и что общество должно принимать решительные меры для сдерживания злых побуждений людей.
С другой стороны, в других обществах люди чаще воспринимаются как рожденные в основном хорошие и обладающие присущей только им тенденцией к добру.
Между этими двумя полюсами находятся общества, которые считают, что люди обладают потенциалом быть либо добрыми, либо злыми в зависимости от окружающих их влияний. Общества также расходятся во мнениях относительно того, является ли человеческая природа неизменной (неизменной) или изменчивой (изменчивой).
Каковы взаимоотношения между человеком и миром природы?
Некоторые общества считают, что природа - это мощная сила, перед лицом которой люди в сущности беспомощны. Мы можем описать это как "природа над человеком".
Другие общества с большей вероятностью полагают, что благодаря интеллекту и применению знаний люди могут контролировать природу.
Другими словами, они занимают позицию "человек над природой". Между этими двумя крайностями находятся общества, которые считают, что люди мудры в стремлении жить в "гармонии с природой".
Как лучше всего подумать о времени?
Некоторые общества уходят корнями в прошлое, считая, что люди должны извлекать уроки из истории и стремиться сохранить традиции прошлого. Другие общества придают большую ценность этому месту и сейчас, веря, что люди должны жить в настоящем в полной мере.
Существуют также общества, которые придают наибольшее значение будущему, полагая, что люди должны всегда откладывать получение немедленного удовлетворения, в то время как они планируют и усердно работают над построением лучшего будущего.
Каков правильный способ человеческой деятельности?
В некоторых обществах "бытие" является наиболее ценной ориентацией. Стремление к великому не обязательно и не важно. В других обществах "становление" - это то, что ценится больше всего.
Жизнь рассматривается как непрерывный процесс развития. Наша цель на земле, можно сказать, состоит в том, чтобы стать полностью человеческой. Наконец, есть общества, которые в первую очередь ориентированы на "дела".
В таких обществах люди, скорее всего, будут думать, что неактивная жизнь - это пустая трата времени. Люди с большей вероятностью выражают мнение о том, что мы здесь для того, чтобы усердно трудиться, и что ценность человека измеряется суммой достижений.
Каковы идеальные отношения между человеком и обществом?
Иными словами, мы можем сказать, что проблема заключается в том, как лучше организовать общество. Люди в некоторых обществах считают наиболее естественным, что общество должно быть организовано иерархически.
Они придерживаются мнения, что одни люди рождаются, чтобы руководить, а другие следовать за ними. Лидеры, они считают, что должны принимать все важные решения.
Другие общества лучше всего охарактеризовать как оценивающие отношения, связанные с обеспечением. В таких обществах каждый человек должен играть важную роль в обществе, поэтому важные решения должны приниматься консенсусом.
В других обществах человек является основной ячейкой общества. В обществах, которые придают большое значение индивидуализму, люди, скорее всего, будут считать, что каждый человек должен сам распоряжаться своей судьбой. Когда группы собираются для принятия решений, они должны руководствоваться принципом "один человек - один голос".
В раннем применении этой теории Клачхон и Стротбек опросили членов пяти культурных групп на юго-западе Америки:
1) Люди навахо путешествуют по юго-западу в поисках работы,
2) белые фермеры в Техасе,
3) мексиканцы-американцы,
4) жители мормонских деревень
5) жители Суни пуэбло.
Исследователи обнаружили, что эти рамки полезны для осмысления различных культур во всем мире.
Дистанция власти - это мера того, в какой степени менее влиятельные члены общества ожидают и принимают неравномерное распределение власти.
Хофстеде отмечает, что во всех обществах существует определенная степень неравенства, однако в некоторых обществах наблюдается относительно большее равенство, чем в других.
Страны различаются по континууму от стран с очень низкой отдаленностью от электроснабжения до стран с очень высокой отдаленностью от электроснабжения. Например, по шкале от 1 до 100 баллов Дания получает очень низкие оценки, а Мексика - довольно высокие. США падают где-то посередине.
Страны с более низкими значениями ИРО, как правило, более эгалитарны. Например, существует больше равенства между родителями и детьми, чьи родители с большей вероятностью согласятся с этим, если дети спорят с ними, или "отговорят", чтобы использовать общее выражение.
На рабочем месте боссы чаще обращаются к сотрудникам за помощью, а подчиненные рассчитывают, что с ними проконсультируются.
С другой стороны, в странах с большой отдаленностью от власти родители ожидают, что дети будут подчиняться без допросов. Люди с более высоким статусом могут ожидать от подчиненных явного проявления уважения.
На рабочем месте начальство и подчиненные вряд ли будут рассматривать друг друга на равных, и предполагается, что начальство будет принимать решения, не консультируясь с сотрудниками. В целом, статус более важен в странах, находящихся на большом расстоянии от энергосистемы.