Найти тему
ACEX ACEX

Дроны заселяют небо

Беспилотные летательные аппараты – дроны – так прочно вошли в нашу жизнь, что уже редко какой выпуск новостей обходится без упоминания об их участии в разнообразных событиях. Они воюют, ищут пострадавших от урагана, снимают кино, тушат пожары в небоскребах, доставляют в дикие горы кровяную сыворотку для разбившегося туриста и, наконец, аккуратно сгружают на вашем крыльце горячую пиццу.

Дистанционно управляемые дроны появились с изобретением радио. Создание первого действующего прототипа связывают с именем легендарного изобретателя Николы Теслы. Устройство еще не летало – плавало в бассейне, но исправно исполняло команды, чем потрясло нью-йоркскую публику 1899 года. Особенно военных, которые плотно оседлали этот рынок – лет на сто вперед.

Во время Первой мировой войны активно велись разработки летающих дронов, но в боевых действиях они не участвовали. Первый полноценный беспилотный летательный аппарат был создан в 1935 году на базе биплана Queen Bee.

В 21-м веке человечество как будто «разглядело» наконец перспективы применения летающих беспилотников для гражданских целей. В последнее десятилетие их число стремительно растет, опережая самые смелые прогнозы.

Один из наиболее заметных трендов сегодняшнего дня – использование дронов в логистических целях. Здесь превалируют два направления: складские дроны, считывающие штрих-коды на упаковках, и дроны для доставки «последней мили». 7 декабря 2016 года Джефф Безос, основатель крупнейшего в мире онлайн-ритейлера Amazon, известил СМИ о первой доставке с помощью дрона. Клиент из Великобритании заказал телевизионную приставку и поп-корн. С момента заказа до доставки товара прошло 13 минут. Впрочем, приоритет в этой области оспаривает логистическая компания DHL, которая утверждает, что организовала доставку дронами еще в мае 2016-го, ее первенство, в свою очередь, оспаривает Google, и скромно в сторонке внимает этим спорам российская компания «ДоДо Пицца», доставившая первую еду с помощью дрона еще 21 июня 2014 года в Сыктывкаре.

Сооснователь компании Kiva Systems, занимающейся разработкой БПЛА, оценил стоимость доставки дронами груза не более 2 кг «на последней миле»: она составляет $0,1. Наземная доставка груза, аналогичного по параметрам, стоит от $2 до $81.

Несмотря на то, что плюсы доставки дронами, казалось бы, очевидны, препонов на пути развертывания этого сервиса – множество. Приходится решать проблемы, связанные с законодательной базой, с кибербезопасностью, ну и технические, разумеется. Поэтому тестируются самые разные варианты доставки: сброс груза на парашюте, спуск на тросе, доставка на специально установленную площадку, в почтомат, во внутренний двор, на крышу, в окно, консьержу, пешему курьеру, ездящему роботу и т.д. Плюсы и минусы использования дронов в логистике расскажут специалисты Альянса.

Александра Чагина, заместитель генерального директора по развитию бизнеса, ACEX Group: «При всей перспективности использования дронов для доставки последней мили, есть нерешаемые проблемы, которые пока у нас никто не решает. Первое: вопрос со страховкой: если посылку украдут или повредят, кто возместит ущерб? Второе: Wi-Fi в каждой практически квартире в многоэтажках будет вызывать сбой навигации, мешать дронам найти нужный адрес. Третье: отсутствие оснащённых мест, куда можно доставить посылку с гарантией, что её оттуда заберёт только тот, кому она предназначена».
Александра Чагина, заместитель генерального директора по развитию бизнеса, ACEX Group: «При всей перспективности использования дронов для доставки последней мили, есть нерешаемые проблемы, которые пока у нас никто не решает. Первое: вопрос со страховкой: если посылку украдут или повредят, кто возместит ущерб? Второе: Wi-Fi в каждой практически квартире в многоэтажках будет вызывать сбой навигации, мешать дронам найти нужный адрес. Третье: отсутствие оснащённых мест, куда можно доставить посылку с гарантией, что её оттуда заберёт только тот, кому она предназначена».

Так что до использования дронов для доставки в мегаполисах – еще далеко. Зато это эффективное решение для отдаленных и сельских районов. Так, система под названием HorseFly (слепень) оперирует дронами, запускаемыми с грузовика. Автономный аппарат взлетает с крыши грузовика, доставляет посылку по нужному адресу, после чего возвращается на крышу и заряжается для следующей доставки. Amazon тоже имеет патент на башню-улей, откуда дроны с посылками вылетают к адресатам.

В России доставки дронами сегодня нет. Во-первых, с 27 сентября этого года все дроны весом от 250 г до 30 кг подлежат постановке на учет. При этом судимость или употребление наркотиков может послужить основанием для отказа в регистрации. Дроны тяжелее 30 кг регистрируются так же, как пилотируемые воздушные суда. Желающие запустить свой дрон над Москвой должны получать специальное разрешение. Во-вторых, федеральным законодательством Российской Федерации, а именно 54-Ф3, установлено, что оплата товара при получении, заказанного через Интернет, возможна только с помощью кассы. На данный момент коптер не имеет такой функции, что делает его использование доступным только для оплаченных посылок. И это еще не все проблемы.

Евгения Видулина, координатор агентской сети, ACEX Москва: «На текущий момент какой-то минимальный спрос на подобную услугу может быть только в Москве или Санкт-Петербурге, потому что в остальных городах стоимость стандартного сервиса доставки достаточно низкая. Если мы говорим о курьерских доставках, то приоритет большинство клиентов будет отдавать именно стоимости доставки. К тому же Москва – это бесполетная зона. То есть спрос, скорее всего, исходит от «технофриков» – людей, настроенных и увлеченных техническим прогрессом, при этом целевая аудитория находится в зоне, где возможности использования дронов для доставки ограничены на законодательном уровне».
Евгения Видулина, координатор агентской сети, ACEX Москва: «На текущий момент какой-то минимальный спрос на подобную услугу может быть только в Москве или Санкт-Петербурге, потому что в остальных городах стоимость стандартного сервиса доставки достаточно низкая. Если мы говорим о курьерских доставках, то приоритет большинство клиентов будет отдавать именно стоимости доставки. К тому же Москва – это бесполетная зона. То есть спрос, скорее всего, исходит от «технофриков» – людей, настроенных и увлеченных техническим прогрессом, при этом целевая аудитория находится в зоне, где возможности использования дронов для доставки ограничены на законодательном уровне».
Андрей Баранов, менеджер по развитию бизнеса Fans Trans, член Альянса ACEX в Шанхае: «Теоретически сейчас дроны можно использовать для внутрискладской логистики, для склада электронной коммерции, для мелких посылок, но это будет шумно, всё равно КПД не превысит результаты имеющихся мощностей и погрузчиков. Наиболее вероятным использовать дроны можно для охраны склада, благо сейчас есть возможность установки ИК-сенсоров, громкоговорителей и мощных прожекторов яркостью 2400 лм даже на дроны массой 500-750 грамм. Либо использовать как сюрвейера в складском помещении. Инвентаризация, наличие повреждений, неправильное расположение и внутренняя безопасность склада. А грузовые перевозки дронами, предполагаю, еще отложатся на 4-5 лет пока масса\вместимость батарей не достигнет оптимального коэффициента». 
Андрей Баранов, менеджер по развитию бизнеса Fans Trans, член Альянса ACEX в Шанхае: «Теоретически сейчас дроны можно использовать для внутрискладской логистики, для склада электронной коммерции, для мелких посылок, но это будет шумно, всё равно КПД не превысит результаты имеющихся мощностей и погрузчиков. Наиболее вероятным использовать дроны можно для охраны склада, благо сейчас есть возможность установки ИК-сенсоров, громкоговорителей и мощных прожекторов яркостью 2400 лм даже на дроны массой 500-750 грамм. Либо использовать как сюрвейера в складском помещении. Инвентаризация, наличие повреждений, неправильное расположение и внутренняя безопасность склада. А грузовые перевозки дронами, предполагаю, еще отложатся на 4-5 лет пока масса\вместимость батарей не достигнет оптимального коэффициента». 

Самые технологически продвинутые представители альянса ACEX в Китае - компания Фанс Транс, тоже считают, что доставка дронами грузов или мелких посылок ещё недостаточно проработана и не будет востребована в массовом проявлении еще лет 5. 

Самые оптимистичные прогнозы относят появление в России доставки дронами к 2025 году. Впрочем, нет сомнений, что когда-то это будет.

Пресс-служба АСЕХ

1 www.russiandrone.ru