Хотелось бы поделиться детскими воспоминаниями. Многие в подростковом возрасте гостили у бабушек и дедушек в деревне. Воспоминания о тех благословенных годах хранятся в глубинах памяти, всплывая в снах и рассказах по душам. Вот и мне захотелось поделиться с вами светлыми моментами деревенской жизни.
Каждый ребёнок, появляясь на свет, имеет первоначальные навыки нахождения в воде. Это подтверждают медицинские специалисты и многочисленные видеоролики тренеров, предлагающих раннее обучение малышей плаванию в бассейне. Рисковые родители отдают своё чадо на плавание, видимо, надеясь вырастить нового олимпийского чемпиона с младенчества. Это реалии сегодняшнего дня. А в моём советском детстве таких предложений не было и в помине. Моя история о деревенских каникулах и о том, как одна умная рыба научила меня плавать.
Наши родители на лето привозили меня с младшим братом в деревню к бабушке. Она жила в старом бревенчатом доме, построенном дедом, который погиб во время Великой Отечественной войны. На срубах углов брёвна рассохлись под воздействием ветра и дождя. Со стороны дороги фундамент немного просел, из-за чего дом чуть покосился, а рама окна в одной из комнат потеряла прямоугольную форму.
В большой комнате в правом углу наискосок от входа под потолком была небольшая полочка с немудрёной иконкой. Бабушка Наташа, входя в комнату с улицы, осеняла себя крёстным знамением и что-то тихо, про себя бормотала. Она хоть и верила в бога, но никогда не навязывала нам своих убеждений.
Посредине дома стояла русская печь. Одним боком она выходила в комнату на входе, а другим – в соседнюю спальню с большой панцирной кроватью, застеленной периной и покрывалом, на котором возвышалась пирамида из трёх подушек. Вспоминается аромат щей, томящихся в чугунке в духовке печи, рассыпчатая картошка и вкуснейшая глазунья из яиц, собранных утром у несушек в курятнике.
Деревенскими каникулами наши родители решали несколько локальных задач:
• восстанавливали наше шаткое городское здоровье на деревенском молоке, яйцах, ягодах и грибах;
• заставляли нас общаться со сверстниками (соседи бабушки имели сына и дочь нашего возраста);
• оставляли нас на попечение дяди и тёти, которые жили в доме бабули;
• освобождали своё время в городе для каких-то своих взрослых дел.
Справедливости ради стоит сказать, что поездки в деревню воспринимались мной и братом благожелательно и ожидались зимой и весной с большим нетерпением. Мы любили бегать босиком по траве и речному песку; устраивать запруды с соседскими детьми на маленьком ручейке, который протекал за изгородью бабушкиного двора; играть в индейцев в зарослях высокой травы; ходить на рыбалку на большую речку; бродить по лесу в поисках ягод и грибов.
Самым запоминающимся событием, глубоко врезавшимся в память, было возвращение из леса с бидоном земляники. После изнуряющей жары, запахов хвойного леса, нудного писка комаров, ползания на коленях по поляне в поисках ягод, зайти в прохладу старого бревенчатого дома казалось верхом блаженства. Бабушка Наташа высыпала ягоду из бидона на газету, расстеленную на столе в летней кухне. Затем она уходила в стайку, где жила корова, доила её в цинковое ведро и выносила парное молоко.
Мы с братом, немного отдохнув от лесного похода, получали задание сходить в сельский магазин за хлебом, который привозили с хлебозавода. Его выгружали в лотках и вокруг магазина собирались местные жители, вдыхавшие непередаваемый аромат свежей выпечки. Отстояв очередь, мы с гордостью несли домой несколько тёплых ещё буханок. Наши молодые голодные организмы требовали немедленной пищи. Самое вкусное – это хлебная корочка, ещё тёплая, хрустящая, крошащаяся в руках и тающая во рту. Дорога из магазина была лёгкой и вкусной. Половина буханки нами поглощалась, за что мы неизменно получали нагоняй от тёти, но полученное удовольствие того стоило!
По возвращении нас ожидало новое задание – перебрать ягоду. Нужно было отщипывать зелёные хвостики, а ягоды складывать в глубокую миску. Не самая приятная работа для ребятишек, которые стремились сбежать на задний двор и увлечься очередной игрой с друзьями. Но бабушка была строга, а мы знали, что наш нелёгкий труд будет вознаграждён вкусным блюдом.
И вот чашка наполнена до краёв. Наступает момент, когда бабуля берёт в руки большую ложку, раскладывает ягоду по глубоким тарелкам и наливает туда парное молоко. Целая буханка хлеба нарезается большими кусками. Мы с братом берём ложки и с упоением черпаем этот импровизированный молочно-ягодный суп, закусывая тёплым, свежим хлебом.
В жаркие летние дни мы с друзьями частенько уходили на реку, купались или рыбачили. Бабушка знала, что мы с братом не умели в то время плавать. Бассейнов в городе было мало, заниматься нам было негде, родителям не хватало времени для нашего обучения в воде. Местные ребята подтрунивали над «городскими», провоцировали нас, пытались вытащить при купании на глубину. Мы стойко сопротивлялись, боясь глубоких мест реки, предпочитая плескаться возле берега. Предупреждения бабушки сдерживали нас прочнее любых верёвок и оград. Она у нас была строгой и справедливой. Мы побаивались её и уважали.
В один из знойных солнечных дней деревенские друзья позвали нас на рыбалку на речную заводь. Там было одно примечательное место с множеством коряг, в которых водились зеркальные карпы. Отдельные экземпляры рыб достигали в размере нескольких наших ладоней. Поймать такого карпа считалось большой удачей. В основном клевали чебаки, окуни и пескари. Рыбалка в корягах была сопряжена с одной трудностью: карпы пытались завести снасть в дебри, срывались с крючка, который застревал в деревяшке. Приходилось раздеваться и лезть в воду, чтобы отцепить крючок. Негласное правило детской, рыбацкой компании гласило, что лазить в коряги должны виновники зацепа. И тут в расчёт не принимались доводы о неумении плавать.
Местные ребята имели отработанные навыки рыбалки. Они изучили рыбьи повадки и вовремя выдёргивали снасть, не давая хитрой речной обитательнице завести крючок в дебри коряг. Мы, «городские» пацаны, такими познаниями не обладали, за что и поплатились в последствии. Нацепив на крючок очередного червя, я забросил снасть в отведённое мне место (у каждого рыбака был свой участок берега и акватория для рыбалки). Вскоре поплавок дёрнулся и поплыл в сторону ближайшей коряги. Местные ребята, которые вкратце инструктировали нас, говорили, что подсекать сразу не нужно. Вот когда поплавок уйдёт под воду, тогда и нужно начинать бороться за улов.
Поплавок дёрнулся и утонул. Удилище согнулось и пришлось его крепко перехватить руками. Я потянул удочку, почувствовал, что на том конце крупная рыба, пытающаяся вырвать у рыбака снасть. Началась борьба, ребята с интересом повернулись ко мне, выкриками поощряя мою удачу. Пару минут я с рыбой играл в перетяжки. Но, видимо, рыбина оказалась мудрее «зелёного» пацана. Леска натянулась в очередной раз, и я почувствовал, что крючок намертво зацепился за корягу. Ребята разочарованно загалдели.
Пришлось снимать штанишки и майку. Залезая в воду реки, я не знал, что на пути к коряге есть глубокая заводь, о которой меня никто не предупредил или не успел предупредить. Сделав пару шагов, я неожиданно потерял под ногами дно и упал в воду. Первое впечатление, когда вода смыкается над головой первый раз в жизни, не передать словами! Ведь до этого я никогда не нырял в реку с головой!
Как бы ни страшно было мне, я открыл глаза, фиксируя в подсознании смыкающиеся над головой воды. Подо мной была тёмная глубина, пугающая и одновременно манящая! В голове промелькнула мысль о том, что бабушка очень огорчиться, когда узнает об утонувшем на рыбалке внуке. Можете сомневаться, но эта промелькнувшая мысль подстегнула меня хлеще ремня по одному месту! Генетическая память предков всколыхнулась в мозгу. Я замолотил ногами и руками, потянулся головой к поверхности воды и вынырнул. Хватанул воздух ртом и, не прекращая заполошных движений конечностями, понял, что вода держит меня. Я не тону! Страх немного отступил, появилась некоторая уверенность. Я подплыл к коряге, уцепился за неё, опустив ноги ко дну. Пальцы почувствовали илистое дно. Уверенно запустил руку под воду, выискивая застрявший крючок. Нашёл пропажу, аккуратно отцепил от коряги и крикнул ребятам на берегу, чтобы тащили снасть.
Пацаны, которые в оцепенении смотрели на мои барахтанья в воде, бросились к удочке. Обратно я плыл более уверенно, хотя и «по собачьи». Вылез на берег и получил порцию поощрительных похлопываний от друзей, которые не на шутку испугались за исход моего падения в воду. Приехавшие вскоре на выходные в гости к бабуле родители были удивлены, что я начал плавать. Вскоре и брат при моём непосредственном участии и подсказках освоил первые навыки плавания. С тех пор я перестал бояться воды, научился нырять и уверенно чувствовать себя на любом водоёме. Но та рыбалка осталась навсегда в памяти ярким эпизодом детства!
Дорогие читатели! А какие воспоминания сохранились в вашей памяти? Если понравилось - ставьте лайк. Пишите отзывы, оставляйте комментарии. Хотите читать статьи на канале первыми - подписывайтесь. Заходите в Инстаграм и Фейсбук на мои страницы. С уважением предпенсионер Виктор.