Перед ответом на вопрос о моем любимом писателе я всегда выдерживаю небольшую паузу. Этот краткий миг я заглядываю вопрошающему в глаза, надеясь распознать его дальнейшую реакцию на мой ответ, которые одни назовут банальным, другие — притворным. Сегодня Достоевский стал маркером псевдоинтеллектуальности и литературного снобизма. Так что даже ответ, мотивированный искренней читательской любовью, оказывается подверженным скепсису. Вот и приходится брать паузу, чтобы прикинуть итог диалога и не распыляться лишний раз, в случае чего. Вам я в глаза заглянуть не могу, но, надеюсь, в лукавстве вы меня не заподозрите. Мой любимый писатель — Достоевский, а второй эшелон занимают его последователи — авторы, чья мысль была вдохновлена творчеством ФМ.
А тему я эту подняла вот по какому поводу:
11 ноября исполняется 198 лет со дня рождения писателя. В честь этого события я подготовила статью о самых, на мой взгляд, любопытных фильмах, интерпретирующих творчество писателя. Должна признаться, что пост этот дался мне нелегко, ибо в случае с Достоевским я твердолоба: читать.
Пожалуй, самым известным из произведений писателя является роман «Преступление и наказание», который был экранизирован много раз (даже в Финляндии). Но русскоязычные фильмы, на мой взгляд, все-таки выигрывают у иностранцев. Выделю сразу два: классика Льва Кулиджанова 1969 года и мини-сериал Дмитрия Светозарова 2007-го.
Среди отечественных экранизаций нельзя не отметить работы Ивана Пырьева. Иван снимал по Достоевскому трижды: «Идиот», «Белые ночи» и «Братья Карамазовы». Последний фильм очень высоко оценен кинокритиками.
Иван Пырьев был хорошим режиссером, но не очень хорошим человеком: пользуясь своей властью, режиссер разрушил жизни нескольких молодых актрис, отказавших ему в притязаниях.
Достоевского любят во всем мире, что охотно нам демонстрируют зарубежные режиссеры, подсовывающие в кадр томики за авторством русского писателя.
Например, накрепко связаны сюжеты алленовского «Матч Поинта» и «Преступления и наказания» Достоевского, чтобы подсветить эту связь Аллен вкладывает в руки главного героя книгу с надписью «Crime and Punishment».
Вундеркинд семьи Симпсонов Лиза читает «Братьев Карамазовых».
Герой Кристиана Бэйла в фильме «Машинист» читает «Идиота», а сюжет фильма перекликается с «Двойником».
Кстати, о «Двойнике». Одним из самых необычных фильмов, созданных по мотивам творчества Достоевского, является картина Бернардо Бертолуччи «Партнер». Это, на мой взгляд, не экранизация и даже не интерпретация, а скорее коллаборация двух творцов. Фильм больше для поклонников Бертолуччи, нежели Достоевского.
А гений режиссуры и по совместительству большой поклонник русской культуры Акира Куросава снял одну из самых популярных экранизаций «Идиота», переместив сюжет в Японию XX века. Фильм интересен необычной зрительской реакцией: картина получила разгромные рецензии и была на грани полного провала, однако при этом вызвала повальный интерес к писателю среди японцев. Отклик русского зрителя по большей части положительный, кстати.
Фильм «Бесы» 1988 года — совместный труд сразу трех больших авторов: конечно, Федора Михайловича, коему принадлежит сюжет, Альбера Камю, написавшего по мотивам романа пьесу «Одержимые» (именно она легла в основу фильма), режиссера Анджея Вайда. Кстати, у пьесы и романа отличаются финалы.
Любите Достоевского? Какое из его произведений вам наиболее близко? Какие экранизации бы вы выделили?
Если вам понравилась статья, то ставьте лайк и подписывайтесь.
Еще больше о кино — Cinemacountry и Instagram!