Найти в Дзене
Лабарум

«НЕ УБИЙ»

Иногда приходится слышать фразу: "Ведь прямо же сказано - не убий". Этот самый популярный способ возражения против войны, через ссылку на шестую заповедь, является выражением либо невежества, либо лицемерия, либо того и другого вместе, и во всяком случае - нежелания вникнуть в дело серьезно.

Десять заповедей написаны в 20-главе книги Исход. В этой же главе продолжается речь Господня к народу и к Моисею, и кончается затем без перерыва последним стихом главы 28-й. Какие же правила и законы изложены в этой речи Господней?

Выписываем следующие слова: "кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти" (Исх. 21:12); "кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти" (Исх. 21:17); "если (чей-либо) вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещен о сем, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, и хозяина его предать смерти” (Исх. 21:29) и т.д.

Вторично десять заповедей Господь рукою Моисея излагает в 5-й главе Второзакония, и в той же речи Своей, именно в главе 7-ой, законодатель говорить следующее: "когда введет тебя Господь Бог твои в землю, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы... и предаст их тебе Господь, Бог Твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию (т.е. поголовному избиению), не вступай с ними в союз и не щади их" (Втор. 7:1-2). "истребишь все народы, которые Господь, Бог твой, дает тебе: да не пощадит их глаз твой " (Втор. 7:16).

Речь законодателя продолжается до главы 27-ой, а в главе 20-ой вот что говорится о войне: "в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию" (Втор. 20:16-17).

Где же тут воспрещение какого бы то ни было убийства? Не ясно ль, что заповедью возбраняется не война, и не смертная казнь, но смертоубийство личное, внушаемое ненавистью или самоуправством.

"Но мы не признаем еврейских законов, не считаем их за волю Божию; а признаем только слова Спасителя", - затараторят наши собеседники. НО ТОГДА ЗАЧЕМ ЖЕ ВЫ ССЫЛАЕТЕСЬ НА ВЕТХОЗАВЕТНУЮ ЗАПОВЕДЬ?

Можно быть неверующим, но надо же быть сколько-нибудь честным, хотя, конечно, и то правда, что при неверии нет разницы между честным и нечестным, добрым и злым. Да и как вы будете верить Христу, отрицая Моисея, когда Господь сам сказал: "если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?" (Ин. 5:46-47). В частности, присужденные к смертной казни за оскорбление родителей Господь прямо признает заповедью Божиею: "зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет." (Mф. 15:3-4; Мк. 7:10-13).

Итак, спросят меня читатели: по-вашему следует предавать смертной казни всякого, оскорбившего своих родителей? Нет, ответим мы: из приведенных слов Писания следует только то, что, во-первых, заповедью "не убий" воспрещаются не война, не смертная казнь, а только самовольное убийство. Это во-первых. А во-вторых, из сказанного ясно, что Господь Сам повелел в Ветхом Завете своему народу вести истребительные войны и за известные преступления казнить людей смертью; наконец, в третьих, Христос Спаситель признает эти ветхозаветные постановления заповедью Божиею.

ИМЕЮТ ЛИ ЭТИ ЗАПОВЕДИ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ НОВОЗАВЕТНОЙ ЦЕРКВИ? - НЕТ, ОТВЕТИМ МЫ: ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ОНИ НЕ ИМЕЮТ. Церковь ветхозаветная была в то же время государством, приуроченным к определенной территории и определенному племени; Церковь же новозаветная есть царство духовное, а не государство: война же и смертная казнь, как и всякий вообще принудительный суд, является делом государства.

Некоторые ссылаются на прощение Христом женщины, обличенной в прелюбодеянии, как на отмену смертной казни, каковой она подлежала по заповеди Божией к Моисею (Лев. 20:10). Но такое толкование Евангельского события обнаруживает только полную неосведомленность в Священном Писании. Господь в данном случае поступал в строгом согласии с законом Моисея, изложенным в 17-й главе Второзакония: "не должно предавать смерти по словам одного свидетеля; рука свидетелей должна быть на нем прежде всех, чтоб убить его, потом рука всего народа" (Втор. 17:6-7). При этом, конечно, требовалось, чтобы свидетель, как и третейский судья, были сами чужды такого же преступления, что видно из книги пророка Даниила (Дан. 13:46). В строгом соответствии с этими установлениями ветхого Завета Господь сказал приведшим обличенную прелюбодейку: "кто из вас без греха, первый брось на нее камень" (Ин. 8:7). Когда же они, "будучи обличаемы совестью" (Ин. 8:9), разошлись все до одного, то Господь, опять в строгом соответствии с законом Моисея, спрашивает: "женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?" (Ин. 8:10) и получив ответ, что обвинителей или свидетелей нет, отпустил ее со словами: "иди и впредь не греши" (Ин. 8:11).

Многие из тех, кто любит ссылаться на шестую ветхозаветную заповедь “не убий" – выбирают из Слова Божия лишь то, что им нравится. Мы же имеем совершенно ясное учение Церкви об убийстве на войне, изложенное в каноническом послании св. Афанасия Великого к Аммуну монаху, утвержденном Шестым Вселенским собором. Этими словами Церкви, или точнее Святого Духа, говорящего ее устами, мы и закончим настоящую статью:

"В различных случаях жизни обретаем различие, бывающее по некоторым обстоятельствам, например: не позволительно убивать: но убивать врагов на брани, и законно и похвалы достойно. Тако великих почестей сподобляются доблестные во брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие их превосходныя деяния. Таким образом одно и то же, смотря по времени, и в некоторых обстоятельствах, не позволительно: а в других обстоятельствах, и благовременно, допускается и позволяется. Такожде рассуждати должно и о телесном совокуплении. Блажен, кто в юности, составя свободную чету, употребляет естество к деторождению. Но аще к любострастию: то блудники и прелюбодеи подвергаются казни, возвещенной апостолам".

Убийство предосудительно, как дело произвола и ненависти, т.е. убийство личное, но убиение врага на войне - допускается и дозволяется.

Митрополит Антоний (Храповицкий) 1936 †

(материал опубликован в сокращении, с незначительными правками)