"Песнь о вещем Олеге"- баллада, созданная в 1822 г. и вышедшая в свет в 1825 г. В балладах показывается историческое событие, предание, чаще всего с трагическим сюжетом, и при этом близким к фантастическому.
Над этим произведением Пушкин работал почти целый год. Сосланный в южные края указом Александра I, автор вольнолюбивых стихотворений и в этом произведении продолжает тему противостояния поэта и власти.
Путешествуя по южной части России, он посещает Киев с его древними курганами. Одновременно он продолжает читать "Историю государства Российского" Карамзина. В этот раз он берет из Пятого тома сюжет о мудром князе Киевском Олеге.
Главный герой баллады, князь Олег, правитель Киевской Руси, прозван в народе мудрым (вещим) за его блестящий военный, стратегический ум. Это очень доблестный и великий человек, бесспорно.
Но Пушкин показывает, что у него лишь земной вид ума, он мыслит материальными понятиями. Например, он предлагает кудеснику лучшего коня в подарок:
"В награду любого возьмешь ты коня".
Существует другой вид ума, еще более глубокий и дальновидный, это мудрость волхвов, мудрость возвышенная, таинственная. Загадочный старец из леса - "заветов грядущего вестник".
Кудеснику не нужен конь, материальные дары его не интересуют. Волхв не подчиняется власти княжеской (земной), а только божеской, небесной: "Покорный Перуну старик одному...".
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.
Думается, не случайно, что смерть князя предрекается кудесником. Точнее, не случайно, что Пушкин выбрал именно этот сюжет из летописи. Так Пушкин символически показывает, что смерть самодержавия, "самовластья" будет предречена именно бескорыстными и вдохновенными поэтами- вольнолюбцами, к которым причисляет и себя самого.
Не случайно также поэт выбрал сюжет смерти князя от своего коня. Конь - это символический образ народа, который верно служит своему царю. Но царской власти суждено погибнуть от своего коня, то есть от народа. В этом смысле балладу можно рассматривать как пророчество о грядущем конце самодержавной власти.
В балладе воспевается правдивость слов старого кудесника, несмотря на всю их загадочность.
Таким образом, через исторический сюжет и форму (архаизмы, особый синтаксис, характерный для прошлых времен) Пушкин иносказательно говорит здесь не столько о прошлом, сколько о настоящем, а также о будущем России. Именно в этом - особенность раскрытия исторической темы в данном произведении.