Введение
Расширились предложения музеев на базе Интернета, обеспечивающие не только доступ к общей информации о музеях, но и прямой доступ к их фондам, цифровым коллекциям и онлайн-выставкам.
В ходе различных исследований изучалась взаимосвязь между музеями, их веб-сайтами и посетителями, в особенности то, как используются веб-сайты музеев для связи между физической деятельностью посетителей до и после посещения.
Наличие интернет-ресурсов открыло доступ к музеям более широким и разнообразным группам пользователей и привело к значительному росту числа посетителей музейных сайтов, однако музеям приходится сталкиваться с большим числом (часто более 50%) пользователей, посещающих их сайты, просматривающих одну-две страницы, а затем покидающих их в очень короткий срок (обычно менее 10 секунд). Для противодействия этому многие музеи применяют " зрительский" подход, чтобы лучше понять своих посетителей и понять, что несколько типов пользователей используют веб-сайт по-разному.
На протяжении многих лет, многие исследования были направлены на определение информационного поведения пользователей с различными демографическими характеристиками, областями, профессиями и ролями. В ходе таких исследований было выявлено разнообразие пользователей с точки зрения возраста, пола, личности, интересов, опыта, профессии, роли, социально-экономического положения, мотивации, намерений и задач.Например, пользователи с недостаточной архивной экспертизой могут столкнуться с трудностями формулирования поискового запроса. Зная об этом, можно было бы разработать и внедрить специальные средства поиска для поддержки таких пользователей.
Аналогичным образом, пользователи из разных слоев общества приходят в цифровые коллекции с различными целями, задачами и информационными потребностями. Следствием этого является широкое разнообразие требований, которые поставщики услуг и создатели контента должны учитывать при разработке методов доступа к информации.
Взаимодействие пользователей с веб-сайтами музеев
В 1884 году в Ливерпульском музее было проведено одно из первых исследований, касающееся посетителей физических музеев. Были определены четыре группы пользователей: студенты, наблюдатели, шезлонги, немецкие и скандинавские иммигранты.
В результате исследования были изучены посетители музея в различных условиях, включая их мотивацию, которые они посетили, роль, которую они сыграли во время посещения, и их взаимодействие с музеем.
Занятия культурным наследием больше не сводятся к физическому визиту, а скорее ко всему тому, что происходит с посетителем, начиная с онлайн до фактического визита и заканчивая после него.
Часто наиболее распространенной причиной посещения сайта музея является планирование предстоящего посещения физического музея. Взаимодействие с музеем также может осуществляться через онлайн коллекции или веб-сайты, без физического посещения. Хотя соблазнительно применять физические модели посещения цифрового мира, нет уверенности в том, что эти две модели полностью совпадают, и поэтому онлайн-посетителей следует изучать в их собственном контексте.
С течением времени исследования посетителей сайта музея эволюционировали и перешли от использования демографических данных к рассмотрению мотиваций и целей людей. Например, Фальк использовал качественные данные, чтобы показать, что демографических характеристик и факторов, таких как время года, недостаточно для понимания и прогнозирования поведения посетителей. Он определил пять групп пользователей в зависимости от их потребностей: Исследователи, мотивированные личным любопытством, координаторы, мотивированные другими людьми и их потребностями (т.е. родители, приводящие ребенка), исследователи опыта, мотивированные желанием увидеть и испытать место (т.е. туристы), профессионалы/любители, мотивированные конкретными целями знаний (т.е. научные исследования конкретной темы) и отдыхающие, мотивированные стремлением к состязательности.
Фантони и др. приняли мотивирующую точку зрения Фалька и описали пять причин взаимодействия пользователей с веб-сайтом Индианаполиса (Indianapolis Museum of Art Museum of Art - IMA):
- Планирование посещение музея;
- Находить конкретную информацию для исследовательских или профессиональных целей;
- Находить конкретную информацию в личных интересах;
- Заниматься случайным просмотром без поиска чего-либо конкретного;
- Заключать сделки на веб-сайте.;
Недавно Villaespesa и Stack использовали исследования аудио эффектов для определения посетителей сайта Tate UK и применяли методы сегментации аудитории для классификации посещений сайта, основанные главным образом на мотивах, побуждающих пользователей к посещению сайта. К ним относятся: исследование личных интересов, студенческие исследования, профессиональные исследования, вдохновение, развлечения, художественные новости, повторное планирование визита, планирование первого визита и организационная информация. Поскольку сегментация в первую очередь основана на мотивации, один и тот же пользователь может находиться в одном режиме посещения при одном посещении сайта и в другом - при другом.
Категории пользователей культурного наследия
Опыт пользователей является одним из наиболее распространенных аспектов для проведения различия между различными типами пользователей. Самое простое различие между группами, такими как новичок и эксперт.
В работе профессиональные пользователи определяются как лица, которые действуют в рамках формальной части профессии, хорошо знают поставленную задачу, проходят обучение, обычно имеют опыт работы с ней и глубокое понимание ее контекста. В целом, Пантано и др. определяют экспертов как специалистов в области культурного наследия, а Марти представляет специалиста по музейной информации как человека, работающего с информационными ресурсами и желающего удовлетворить потребности пользователей, находящихся как внутри, так и вне музея.
В отличие от экспертов/профессионалов, непрофессиональный пользователь, не являющийся экспертом или новичком, характеризуются отсутствием формальной или ограниченной подготовки по вопросам культурного наследия или тем, что они являются совершенно новыми для всей этой среды.
В работе Cifter & Dong главным отличием от эксперта называется "знание задачи, информационных потребностей и системных ожиданий". Между этими двумя крайностями находится любитель или непрофессиональный пользователь, который делится с экспертом знаниями о культурном наследии, но имеет непрофессиональную ориентацию на личные причины.
К новичкам и любителям относятся случайные пользователи досуга, которые часто являются "первыми и непродолжительными посетителями", которые "просто наткнулись на (цифровую) коллекцию так же, как они блуждали в физическом пространстве учреждения культурного наследия".
В ходе анализа физических и виртуальных посетителей Лондонского музея науки были определены три группы на основе их информационных потребностей:
- Общие посетители, которым необходима общая информация, например, часы работы или цены;
- Посетители образовательных учреждений, которым требуется дополнительная, подробная информация для планирования посещения;
- Посетители, которым необходима более подробная информация о коллекциях и которые предлагают больше опыта.
Аналогичным образом, Маркионини и др. описывают пользователей из Национальной электронной библиотеки Конгресса: группы были определены путем объединения их мотиваций, знаний в области, системных знаний, целенаправленности задач и распределения времени. Это приводит к девяти различным группам: сотрудники, любители, ученые, профессиональные исследователи, раммейкеры (браузеры), искатели объектов, серферы, учителя K-16, студенты K-16.
Кроме того, в рамках проекта "Культура" были определены следующие группы: профессиональные исследователи, ученики-исследователи, информированные пользователи и широкая общественность. Эта последняя группа представляет особый интерес, так как "основной аудиторией практически всех сайтов является широкая общественность, группировка настолько неоднородная, что она дает мало указаний относительно дизайна сайта".