Нотариус Марина Долматова отпустила помощницу, у которой внезапно разболелся зуб, и осталась в конторе одна. Марина Андреевна сверилась с записью: на сегодня еще одна запись. Пятница, время летнее, клиентов не так много, как обычно. Все в отпусках, на дачах. Нотариус вышла из своего кабинета и разбирала бумаги в приемной в ожидании посетителей. Они прибыли с опозданием: очень пожилой мужчина, женщина, судя по возрасту — его дочь, и молодой парень.
— Добрый день! — нотариус отложила бумаги.
— Ой, здравствуйте! Успели. Там пробки такие, думали, не доедем.
— Ничего страшного, проходите.
Нотариус жестом пригласила посетителей в свой кабинет, подождала, пока все рассядутся, и сама вернулась за свой стол.
— У меня в предварительной записи указано, что вы пришли проконсультироваться по поводу договора дарения. Все верно?
— Да! Только мы не проконсультироваться. Мы сразу делать. Чего тянуть-то? Да? — невысокая полная женщина бросила выразительный взгляд сначала на молодого человека, потом на дедушку.
— Прошу прощения, как я могу к вам обращаться? — нотариус повернулась к женщине.
— Ко мне? Катерина Семеновна. Именно Катерина, по паспорту, - женщина энергично и многозначительно кивнула, - Это мой папа — Семен Олегович. И сын — Дениска.
— Катерина Семеновна, вы будете выступать дарителем?
— Нет! Что вы! Дарственную папа собрался писать! На Дениску.
Нотариус посмотрела на Семена Олеговича, который молча сидел на кресле, дальше всех от ее стола, и отрешенно разглядывал картину на стене.
— Понятно. Тогда могу попросить вас, Семен Олегович, остаться в кабинете, а вас, Катерина Семеновна, и вас, Денис, подождать немного в приемной?
— Нет, он не может! — Катерина Семеновна вскинула брови. — Он слышит плоховато!
— Ну ничего. Буду говорить громче, — нотариус внимательно смотрела на старика. — Семен Олегович, вы присаживайтесь поближе, пожалуйста.
— Я останусь с папой! Он малограмотный у нас! Вдруг чего не поймет!
— Если Семен Олегович не совсем поймет что-то с первого раза, я объясню второй, третий. Мне не сложно. Вы подождите пока в приемной. Хотите чаю или кофе?
Нотариус заметила, что Семен Олегович еле заметно улыбнулся.
— Нет! — Катерина Семеновна не унималась. — И все-таки я переживаю. Мы деда одного не оставим. Мы с ним побудем.
Нотариус нахмурилась и строго посмотрела на явно возбужденную клиентку.
— Поймите, пожалуйста, в моей работе есть определенные правила. И я обязана им следовать…
Комментарий нотариуса: «Нотариальное удостоверение сделки — это не только проверка законности представленных документов и составление проектов договоров, это прежде всего работа с людьми. Нотариус обязан разъяснить суть, содержание и правовые последствия удостоверяемой сделки. У него не должно быть сомнений в том, что гражданин желает заключить договор на данных условиях, что они ему понятны. С пожилыми людьми, людьми, нуждающимися в особой социальной защите, нотариус еще более внимателен и терпелив, он обстоятельно и четко разъясняет суть нотариального действия, рассказывает гражданину о его правах. Для того чтобы исключить давление на пожилого человека со стороны заинтересованных лиц и установить его истинную волю на заключение той или иной сделки, нотариус разговаривает наедине с гражданином, терпеливо и обстоятельно все объясняет. Это помогает пожилому человеку сделать правильный, основанный на его истинной воле выбор. В моей практике были случаи, когда пожилые люди, придя к нотариусу с целью дарения квартиры, в которой они проживают, не видели разницы между дарением и завещанием, а подарить решили под давлением родственников. Узнав обо всех правовых последствиях договора дарения, граждане, как правило, отказывались от заключения такого договора либо оформляли завещания».
— Мам, пойдем выйдем, раз так положено, че ты в самом деле? — молчавший до этого момента Денис впервые подал голос.
— Но мы потом зайдем?
— Да, конечно. Чуть позже я вас обязательно приглашу.
Катерина Семеновна и Денис встали из-за стола. Женщина суетливо подошла к отцу, склонилась над ним и прямо в ухо стала кричать:
— Пап! Мы отойдем! Вы идите, на мое место сядьте! Мы позже подойдем! Положено так! Я объяснила, что вы дарственную хотите написать! Если что не расслышите — переспросите! Нотариус сказала, будет громко говорить! Я предупредила, что вы глуховаты! — Катерина Семеновна повернулась к нотариусу. — Вы в левое ухо кричите. Оно лучше слышит!
Семен Олегович после каждого предложения кивал головой.
— Все понял, Кать! Ты иди! — также громко ответил старик.
Катерина Семеновна и Денис вышли, Семен Олегович мелкими шажочками шел к столу нотариуса, которая немного растерялась от оглушающих голосов.
Семен Олегович уселся за стол, оперся на тросточку и внимательно посмотрел на Марину. Она набрала полную грудь воздуха и на максимальной громкости спросила:
— Семен Олегович! Слышите меня нормально!?
— Да нормально, нормально, — шепотом ответил старик. — Ты не кричи так.
Продолжение по ссылке https://zen.yandex.ru/media/id/5d9b0eee9515ee00ae45314f/porok-voli-ch2-5dc401b2bd639600b1d67790