Старообрядчество является традиционным конфессиональным элементом социокультурного пространства регионов Беларуси, культуры белорусско-русского (Могилевская область) и белорусско-европейского (Витебская область) пограничья, сохранившим аутентичную модель религиозной жизни внутри общин, принципы социализации. Кроме того, современные старообрядцы в Беларуси являются непосредственными субъектами и наследниками историко-культурного наследия старообрядцев — переселенцев 18 века, которое подверглось определенной трансформации и адаптации в белорусском регионе и выразилось в самобытности так называемого «Ветковского согласия» (Гомельская область).
На современном этапе изучение старообрядчества в Беларуси как отдельного социокультурного феномена должно вестись по определенным методологическим подходам. Комплексные исследования старообрядчества проводились лишь в период 1984-1987 гг. коллективом ученых Института философии НАНБ в составе Т.П. Короткой, Е.С. Прокошиной, А.А. Чудниковой, по результатам была опубликована монография «Старообрядчество в Беларуси» (Минск: «Наука и техника», 1992, 117 с.) [1]. В монографии были представлены материалы, отражающие деятельность общин, особенностей религиозного сознания, даны характеристики культовой практики. В данной работе четко прослеживается комплексный подход к исследованию, где наряду с полевыми исследованиями используется культурологический способ описания, статистический метод. Современная деятельность старообрядческих общин отчасти нашла отражение в исследованиях А.А. Горбацкого, автора монографии «Стараабрадніцтва на Беларусі ў канцы XVII — пачатку XX стагоддзя» (Брест, 1999) и «Старообрядчество на белорусских землях» (Брест, 2004) [2; 3], в которых автор делает упор на методы исторического описания. Также данная проблематика затрагивается в ряде работ на общерелигиоведческую тематику, и носит лишь описательный характер феномена старообрядчества на белорусских землях.
Показательным в плане разработанности темы и методологической базы будет опыт зарубежных коллег.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене и будете в курсе новых публикаций и исследований!
В 1996 г. В Вильнюсском университете была создана Интердисплинарная группа по исследованию старообрядцев в Литве. В ее состав входили: В. Чюбринскас, В. Чекмонис, Ю. Новиков, Н. Морозова, В. Барановский, Г. Поташенко.
Цели проекта:
— комплексное исследование языка, этнического и конфессионального идентитета, обрядового и народного творчества, этнографии, книжной и музыкальной культуры, истории старообрядчества в Литве;
— шире познакомить общественность Литвы и других стран с историей и современным положением старообрядцев Литвы;
— сотрудничеству с учеными и участие в проектах научных групп, занимающихся изучением старообрядчества в Балтийских странах;
— участие в международных программах и конференциях по исследованию старообрядчества.
Еще в 1996 г. данная группа организует несколько комплексных экспедиций. Полевые исследования проводились по пяти направлениям: диалектология (руководитель В. Чекмонис), история (руководитель Г. Поташенко), музыкальная культура (руководитель Ж. Лебедева), устное народное творчество (руководитель Ю. Новиков), этнография (руководитель В. Чюбринскас). В результате экспедиций обследовано 36 старообрядчесих общин, 32 церкви и 43 кладбища. Состоялись 2 научно-практические конференции и вышел сборник статей [4, с. 8].
При разборе статей отчетливо видно, какую методологию в своей работе использовали исследователи. Так в статье Г. Поташенко «Первые старообрядцы в Литве: 16791710 гг.» [5] наряду с историческим способом описания упор делается на полученные в ходе экспедиций полевые данные, а также анализируются архивные сведения. В статье Н. Морозовой и В. Чекмониса «О понятии, особенностх и проблемах происхождения традиционного говора старообрядцев Литвы» [6] наряду с изучением диалектов старообрядцев основная задача исследователей — рассмотреть процессы расселения старообрядцев на территории Литвы, показать их типичные отличия от православных. Встать довольно хорошо описана система взаимоотношений между основными центрами старообрядчества и их представления относительно структуры старообрядческой церкви в Литве. Статья дает четкое понимание о широкой методологической базе, комплексном подходе исследователей, в который входят полевые исследования, культурологические и социологические способы описания искомой проблемы.