Термин "конкурентоспособность" интенсивно разделяется в научной литературе с тех пор, как он стал предметом политических дискуссий в конце 1980-х и начале 1990-х годов. Различные взгляды на то, что это такое и какую ценность она имеет для политики, возникшие в то время, так и не были согласованы.
Определения абстрактных понятий, таких как конкурентоспособность, никогда не бывают правдой или ложью. В качестве концептуальных инструментов они могут быть оценены только с точки зрения их способности пролить свет на конкретные вопросы, которые им предлагается рассмотреть.
Этот довольно теоретический, но фундаментальный взгляд часто теряется в дебатах о способности конкуренции как концепции. Как следует, очень часто разногласия возникают не по поводу используемого определения, а по поводу изучаемого вопроса и возможных последствий для политики.
Производительность с точки зрения конкурентоспособности
Первое определение: конкурентная способность как уровень удельных затрат на единицу продукции, стимулирующий компанию к успешной конкуренции на мировых рынках. Это определение мотивировано озабоченностью по поводу "внешнего баланса", то есть его способности продавать свою продукцию и услуги, защищать свою долю на международном рынке и тем самым генерировать приток средств, необходимых для оплаты импорта.
Таким образом, при сбалансированности макроэкономических агрегатов регионы являются "конкурентоспособными". С макроэкономической точки зрения здесь рассматривается устойчивость текущего уровня роста. Взгляд сфокусирован на кратко - и среднесрочной перспективе: насколько велик разрыв между нынешней ситуацией и лежащими в ее основе фундаментальными факторами?
Это определение важно для организаций, имеющих полномочие на отслеживание макроэкономических дисбалансов и управление ими. Считается, что странам, которые теряют конкурентоспособность в связи с ростом относительных удельных затрат на рабочую силу, грозит опасность увеличения счета текущих операций или другой экономической неуравновешенности.
Тот факт, что устранение такого дисбаланса может оказаться весьма дорогостоящим делом, стал болезненно очевидным в ходе недавнего кризиса.
В соответствии со вторым определением конкурентоспособность рассматривается как степень производительности места, определяющая уровень жизни людей, который может поддерживать способность к конкуренции. Это определение сосредоточенно на типичное этому месту умение, создавать стоимость на основе производственных факторов, имеющихся в его распоряжении. Оно основано на исследованиях межстрановых различий в уровне благосостояния и темпах долгосрочного роста.
С макроэкономической точки зрения здесь рассматриваются факторы, определяющие темпы роста в том или ином месте, лежащие в основе тенденций. Взгляд сфокусирован на среднесрочной и долгосрочной перспективе: насколько прочны фундаментальные основы и как их можно улучшить? В связи с этим предполагается, что заработная плата и расходы "автоматически" вернутся к своему соответствующему уровню. Считается, что страны, которые теряют способность конкурировать в связи с замедлением динамики производительности, сталкиваются с ухудшением показателей процветания.
Определения, связанные с политикой
Конкурирующие понятия нашли свое отражение и в работе по повышению этой способности. Хотя в деятельности конкретных учреждений, как правило, делается четкий акцент на ту или иную реальную проблему. Применяемое определение зачастую объединяет аспекты обеих концептуальных идей.
Эта перспектива открыта как с точки зрения соотношения затрат, так и в плане производительности. Она более четко отражает макроэкономические результаты и конкретные политические условия, чем связанные с ними механизмы. Значительное число организаций вообще воздерживаются от четкого определения понятия конкурентоспособности, которое они применяют.
Последствия
Существует мало разногласий по поводу того, что умение конкурировать является критическим вопросом политики, но удивительно неоднородным в том, как конкурентоспособность определяется в академических исследованиях и применяется при анализе, направленном на политику.
Вопрос по поводу "правильного" определения понятия этого фактора остается нерешенным, поскольку этот термин применяется для решения двух взаимосвязанных, но различных вопросов: взгляд, основанный на стоимости, для отслеживания макроэкономической устойчивости и вывод, основанный на производительности, для отслеживания уровня жизни. Каждое из определений имеет силу в отношении вопроса, для которого оно было разработано, и в значительной степени утрачивает свою актуальность, если это применяется к иной задаче.
Что движет конкурентоспособностью
Существует промежуточный набор показателей, отображающий процесс, через который лежащая в основе конкурентоспособность превращается в конечное процветание. Эти промежуточные показатели включают такие факторы, как экспорт, темпы инвестиций, приток ПИИ, расходы на НИОКР и тому подобное.
Высокие показатели в этих измерениях обычно ассоциируются с эффективным процессом превращения способности конкурировать, лежащей в основе дальнейшего благополучия. Именно это делает эти данные мощными диагностическими инструментами для лучшего понимания конкурентоспособности страны.
Важно, однако, что на эти показатели может также оказывать влияние политика, которая повышает промежуточные результаты, но не приводит к конечному процветанию, например, когда страна девальвирует или субсидирует инвестиции сверх их социальной отдачи. Это делает их опасной тенденцией, если политика направлена непосредственно против них.