Найти в Дзене
Минская правда | МЛЫН.BY

Кроме войны. Во что будут одеты кавалеры и дамы на фестивале «Березина-2019»

Вальсы, платья, кавалеры. Мода XIX века жива и в XXI столетии. Красивые наряды и романтическая музыка однажды увлекли и Маргариту Шевцову. На предстоящую военную реконструкцию под Борисовом она отправится в образе светской дамы.

— На крупном фестивале есть возможность пообщаться с теми, кто разделяет мои интересы. Приедут друзья из России, Франции… Это единственная дата, когда мы все можем увидеться! И в Беларуси довольно много людей, которых увлекают старинные времена. Одних вдохновляет роман «Война и мир» — и они хотят вжиться в образы литературных персонажей. Кто-то становится участником «сражений» и только потом начинает интересоваться: а что тогда было еще, кроме войны? — рассказывает Маргарита. — На таких встречах одни ищут подходящие пуговицы — это важно для тех, кто восстанавливает материальную часть культуры. Другие делятся историческими исследованиями по любимому периоду, обсуждают историю, искусство, музыку XIX века.

-2

Для участников важно не просто переодеться, а действительно переместиться во времени. А это не каждому под силу. Равно как не каждое платье того времени сядет по фигуре любой современной даме и будет при этом хорошо смотреться.

— Анатомически, конечно, люди остались прежними. Но мода тогда диктовала, к примеру, эталон, которого нет в природе. Модный идеал требовал подражать античной скульптуре, но утрированно, чрезмерно. Это эстетически прекрасно, но корсеты поднимали грудь очень высоко, платья искажали пропорции. Поэтому правильно сшитое историческое платье не сядет на современное белье — нужно другое, специальное, — поясняет Маргарита. — На улицу нельзя выходить без шляпки. Моя новая еще не будет готова к Березине, так что придется надевать прошлогодний костюм. Я жуткая мерзлячка, но, к счастью, для одежды той поры характерна многослойность. Так что мой наряд будет начинаться с нижней рубашки, юбки и корсета. Поверх белья надевается шерстяное платье, а сверху — редингот, пальто особого покроя. Руки спрячу в муфту.

-3

Модницы тех времен заказывали платье на каждый бал. Гардероб Маргариты также постоянно обновляется, но куда медленнее.

— Как показывает опыт, сшить платье можно и за ночь, но это экстремальный режим работы. Я свои заказываю, предварительно долго вынашиваю идею — иногда годами. Потом выхожу всего несколько раз в свет, а после этого наряд надоедает, — признается собеседница. — В ту пору обеспеченная дама могла одеваться в модном магазине. А в среде мелкой шляхты или буржуазии женщины самостоятельно шили наряды. Жены и дочери обеспечивали рубашками мужей и братьев, кроили простые домашние платья для себя. Но для приемов и балов наряды заказывали у портных.

-4

Ткани в XIX веке использовались исключительно натуральные: шерсть, хлопок, лен, шелк. Мода была связана и с экономикой, и с политикой. К примеру, британские фабрики выпускали легкий хлопок, чрезвычайно модный. Он вытеснил на какое-то время французские шелковые ткани. После коронации Наполеон распорядился организовать торговую блокаду Великобритании, а своих придворных дам обязал вернуться к более тяжелым, строгим и помпезным шелку и бархату. Легкая промышленность Франции воспряла.

Головная боль реконструкторов — обувь. Купить в магазине такую, чтобы в точности соответствовала прототипам из музея, нереально. Изготовить самостоятельно — трудозатратно. К тому же немногие умеют работать с кожей. Остается заказывать у редких мастеров или соглашаться на стилизацию. Мода нередко цитирует сама себя, поэтому сегодня можно подобрать более или менее похожую современную модель и дополнить деталями.

А вот украшения той эпохи — удовольствие дорогое. Достоверная копия иногда требует внушительных вложений. Выручает винтаж, а иногда можно элементарно обойтись цветами.

— Для балов даже лучше искусственные цветы: они не завянут за вечер, — рассуждает Маргарита. — Мода была и на музыку. Специально для балов писали и Моцарт, и Бетховен. Огромное количество немецких, австрийских, французских произведений вовсе остались безымянными. Это была удивительная эпоха! Немцы и русские говорили по-французски, а придворные балы в Петербурге походили на венские или берлинские. Таковы были культурные связи.

Алексей Болотов

Фото: Илья Фаминцын, Анастасия Волчок, Ярослав Попчык

Статья на Млын.by