Самые первые кадры фильма "Лицо" - крупные планы пустых лиц на холоде создают у зрителя впечатление, что нас ждет серьезная и затянутая драма.
После этого нам открывается сеттинг сцены: люди стоят перед магазинами в праздничную распродажу, которые уже готовы ворваться внутрь и набрать подарков для себя и родных. Свет включается, двери открываются и люди начинают потоком забегать в магазин, где начинается настоящий хаос.
Эти вступительные сцены быстро задают тон фильму в целом - смешивая грусть и комедию, чтобы приблизиться к ощущению настоящей жизни, которая имеет много граней. По большей части, это смешение жанров приводит к созданию символически богатого, а порой и забавного фильма о личности, семье, католицизме и отношениях.
Больше, чем тело. (слоган фильма "Лицо")
Введение в сюжет.
В фильме "Лицо" снимается Матеуш Костюкевич в роли Яцека - молодого счастливчика, который не прикладывал особых усилий для своей благополучной жизни. Его семья пытается вразумить его, умоляя подстричь волосы и уже начать вести себя как настоящий мужчина.
Его сестра (Агнешка Подсядлик) предлагает ему убежать в Лондон даже с учётом того, что они не очень радушно принимают эмигрантов из-за недавнего политического происшествия.
Яцек счастлив и не хочет слушать окружающих. Завязка фильма происходит в момент потери лица при ужасных обстоятельствах. К счастью, он выживает, но теперь на нём совершенно другое лицо, которое деформирует отношение людей к молодому человеку. Его поведение больше не вызывает такого ярого возмущения со стороны семьи.
Изменение лица главного героя повлекло за собой:
- изменение стиля повествования.
- Темпа.
- Ритма.
- Визуальной составляющей.
В то время как первый акт показывает нам хаотичную и вдохновляющую жизнь, второй и третий акты гораздо медленнее и сосредоточены на созерцании и рефлексии, тем самым углубляя историю.
Уникальная смесь из жанров.
Режиссер Малгожата Шумовска имеет много личных достижений, которые придают фильму сумасшедшую атмосферу. Особенно это касается саундтрека, который представляет собой смесь произведений "Metallica", Европейской "попсы" и традиционной классической музыкой. Она уверенно смешивает в одном фильме несопоставимое, что делает Шумовску уникальным проявлением Европейского кинематографа.
Этот фильм представляет собой горько смешную историю с редкими вставками по-настоящему комических сцен. Есть несколько моментов, которые помогают погрузиться в "сказочную жизнь", но, возможно, их слишком много. Это придает фильму эпизодическую атмосферу, которая уменьшает его общее воздействие и разбивает на куски общий смысл.
Незаконченные сюжетные линии - основная проблема фильма.
В фильме появляется много персонажей, которые помогают Яцеку справиться с потерей и поддерживают его по ходу повествования.
Создается впечатление, что режиссёр и сценарист не справились с таким большим количеством второстепенных героев, и большинство историй кажутся оборванными и незаконченными. Вследствие чего у зрителя возникает чувство неудовлетворения.
В фильме заложена огромное количество предпосылок, которые можно было раскрыть с использованием такого талантливого актёрского состава. Сюжет, в результате, представляет собой разрозненное подобие альманахов, которое нелепо "склеены" в один повествовательный ряд.
Искупление и очищение.
Польша - глубоко католическая страна, и фильм отражает эту реальность, поскольку большинство членов общины вращаются вокруг церкви и персонажи постоянно пересекаются. Они спрашивают себя, как выглядят в глазах Бога. Важность религии отражена в центральном символе фильма - статуе Христа, которая возводится и в перспективе будет выше той, что стоит в Рио-де-Жанейро.
Идея искупления и очищения заложена в основе истории, которая показывает переход от темной и холодной зимы к яркому лету. Посыл в этом фильме - любить несмотря на лицо. Смотреть в душу, а не на внешние проявления человека. "Лицо" выступает как аллегория на эгоизм других людей перед Богом.
Смеясь над человечеством и грубыми проявлениями религии, фильм пытается родить в зрителе сопереживание и открыть истинное отношение к другим людям. При этом он совершает деликатный уравновешивающий акт, который выделяет фильм как весомое свидетельство того, что человек находится в состоянии неопределённости и неуравновешенности.
Фильму не хватает объяснения изменения отношений окружающих к Яцеку. Зритель ощущает недостаточным то, что у главного героя сменилось лицо. Не хватает объяснительной наполненности и выражения мотивов персонажей.
Режиссёр должен был направить эмоции в более острый драматический фокус, чтобы действительно сделать его одним из лучших фильмов Берлинского кинофестиваля.
Фильм сложно смотреть и понимать, так как авторам не удалось доработать все идеи, которые появляются в фильме. Зритель постоянно пребывает в состоянии неудовлетворённости.