Почему туроператоры терпят фиаско на Хайнане
Неудачи с чартерами на Хайнань стали детонатором банкротства уже не одного российского туроператора. И это несмотря на колоссальные дотации, выделяемые китайскими властями за туристические авиарейсы. Курорт впору называть островом невезения для держателей полётных программ. В чём же причина?
Китайское чудо для ВИПов
Хайнань стал курортом в начале 90-х, когда получил статус особой экономической зоны с льготами для инвесторов. За 10-15 лет на острове сотворили чудо: построили аэропорт, дороги, коммуникации и, конечно, отели. Сюда пришли все солидные гостиничные бренды, сделав направление по-настоящему привлекательным.
Российские туроператоры начали проявлять интерес к Хайнаню в 1997-м после рекламных поездок из Москвы, Новосибирска и Хабаровска. А в следующем году были сделаны первые робкие попытки отправки туристов: в 1998-м на острове побывали 500-600 гостей из России.
Отдых на Хайнане предлагался как дополнение к экскурсионным программам по материковому Китаю. Туры были только на базе регулярных рейсов через Пекин, Гонконг и Шанхай, стоили дорого, поэтому туроператоры продвигали их сообща – в рамках Русско-китайского клуба. Он был создан по инициативе руководителя China Tour & Business Travel Сергея Джан Ша в 2003 году и объединил всех профильных туроператоров.
Бутиковый имидж направления полностью себя оправдывал: в то время отдых на Хайнане был экзотикой и привлекал платёжеспособную публику.
Вплоть до начала 90-х Хайнань был закрытой территорией, там находилась военная база. Ни о каком туризме не могло быть и речи: ведь чтобы просто попасть на остров, иностранцам требовалось специальное разрешение. Никто не мог представить, что через два десятка лет появится курорт мирового класса.
Самогон против «Креста»
Всё изменилось в 2005 году, когда авиакомпания «Трансаэро» стала назначенным перевозчиком на линии Москва – Санья и открыла эру прямых чартеров из России.
Поначалу места на бортах «Трансаэро» предлагались всем участникам пула «привилегированных партнёров» этой авиакомпании – так неформально называли туроператоров, имевших прямые контракты с перевозчиком. Но вскоре почти все кресла на лайнерах, летавших в Санью, стал выкупать «Южный Крест». Всем остальным приходилось брать у него места с наценкой.
Конкуренты попробовали договориться с китайской авиакомпанией China Southern и снизить тарифы на стыковочные рейсы, чтобы конкурировать по ценам с «Трансаэро» и «Южным Крестом». Делегация туроператоров выпила много самогона с китайцами (см. стр.76), но безрезультатно.
Это вам не Турция!
Монополия «Трансаэро» и «Южного Креста» казалась незыблемой. Туроператор заполнял «Боинги-747» не только из Москвы, но и из Санкт-Петербурга. Туроператор открыл на Хайнане собственную принимающую компанию, в которой трудились около 50 гидов из России.