При публикации фотографии Цминда Самеба - Кафедрального Собора Пресвятой Троицы в Грузии мне в комментариях неоднократно писали, что собор был построен на месте старого армянского кладбища XVII в. Ходживанк.
Действительно, собор был построен на части этого старого кладбища. В 1937 году, была разрушена большая часть армянского кладбища и храм в честь Пресвятой Богородицы (Сурб Аствацацин). Впоследствии уже при возведении кафедрального собора демонтаж кладбища продолжили. Неизвестно перезахоранивали ли останки погребенных?
Быть может строители храма Святой Троицы что-то не рассчитали и не знали точного расположения кладбища? Думали, что оно окажется в стороне, ведь само кладбище было порушено еще в советские годы.
Если сегодня армяне являются национальным меньшинством в Тбилиси, то на протяжении XIX века их численность значительно превосходила населявших город грузин. Вот некоторые цифры:
- 1846 год. Общее население 11 906 из них армяне 8982, грузины - 2621;
- 1864 год. Общее население 60 085 из них армяне 28 488, а грузины - 14 878;
- 1865 год. Общее население 71 051 из которых 31 914 - это армяне, а 14 787 - грузины;
- 1876 год насчитывал 104 024 человек, а армян было 37 610, грузин более чем вполовину меньше - 22 233;
- в 1897 году всего в Тифлисе проживали 159 590 человек, армян 74 133, а грузин 42 200.
Центр Тифлиса в XIX веке и ранее был заселен практически одними армянами. Авлабар - один из древнейших частей города и практически его центр был и центром проживания армянской интеллигенции.
Но что же произошло потом? Почему армяне оказались сегодня национальным меньшинством в Тбилиси? Известная всем нам энциклопедия обходит этот вопрос стороной, приводя лишь только цифры, которые могут озадачить внимательного читателя. Что-то произошло, что заставило армянское население постепенно (или сразу) ретироваться из Тбилиси и Грузии. Что стало причиной? Причем падение этой цифры наблюдается в период 90-ых годов, когда советские республики предпринимали действия по укоренению своей национальной идеи.
Кажется что-то похожее произошло на территории нынешней Армении пот отношению к Азербайджанцам, но только началось все раньше. Также посмотрим на национальный состав Еревана за некоторые годы.
- 1829 год из общего числа жителей 11463 - 4132 жителя армянской национальности, а 7331 азербайджанской;
- 1873 год из 11938 человек армян 5959, азербайджанцев же 5805 человек;
- 1897 год 29006 человек, из которых армяне - 12523, а азербайджанцы - 12359.
После 1897 года наблюдается резкое уменьшение численности азербайджанского населения.
- 1989 год из 1140992 человек, населявших Ереван, азербайджанцев всего-навсего насчитывалось 897 человек!
В последующие годы статистика по азербайджанцам в Ереване в википедийной статье вовсе отсутствует.
Любой национализм, возведенный в ранг непоколебимой идеологии, способен вмиг обернуться нацизмом со всеми вытекающими последствиями. Это консервант, который в умеренных количествах безопасен и необходим для сохранения идентичности и разнообразности культурных сред, но в большой концентрации - это яд опасный для здоровья общества. Поэтому мы не должны забывать, что есть понятия наднациональные, прислушиваясь и помня о которых можно и традицию соблюсти и сохранить взаимоуважение одного народа к другому.
Кстати, ведь это это касается в том числе Церкви Христовой. Как только вопрос национальности вытесняет вопросы единства во Христе, несомненно возникает раскол. Это работает во всех направлениях и относится в том числе и к тем, кто поднимает знамена с лозунгами типа "Православие для русских" или "Русский - значит православный" и т.д. И всей душой трепещут при упоминании православных китайцев, японцев, таджиков и других народов.
Традиция должна быть разумной. Национализм не должен вырастать в нацизм. Мы должны уважать друг друга, сохраняя свою национальную особенность, как некое сокровище, камень-самоцвет такой же драгоценный как и все остальные, но красивый по-своему.
Вот и в предыдущих публикациях, касавшихся Армении были размещены оскорбительные сообщения жителей соседних государств в адрес друг друга. Допустимо ли такое общение? Думаю, что нет.
Найдутся ли силы для того, чтобы преодолеть все сложности взаимоотношений? Я уверен, что они проникли далеко не везде. Добрые взаимоотношения возможны. Возможно и взаимное прощение в исторических ошибках и трагедиях.