Найти тему
Историус

🤔💡В каком веке жил Гай Юлий Цезарь?

До наших дней дошло немало «фотографий» позднего средневековья – гравюр, фресок, гобеленов и книжных миниатюр, на которых Юлий Цезарь изображен с двуглавым орлом Священной Римской империи («германской нации»). Списать это на безграмотность средневековых художников не получится. Всё, что касалось геральдики, в те времена соблюдалось строго и неукоснительно. А времена тогда были суровые и далекие от таких понятий, как гуманизм. Да и не могли художники, проживающие в разных частях Европы, сговориться между собой и изображать Юлия Цезаря с двуглавым орлом СРИ назло современной исторической науке. Значит, Юлий Цезарь имел прямое отношение к Священной Римской империи (которой историки прикрыли настоящую Римскую империю, но об этом позже). И, на всякий случай, проверяем, когда появились первые гербы:

Гербы возникли в XII веке в Англии и Франции, в течение столетия распространившись на всём пространстве Западной и Центральной Европы. Толчком к развитию гербовой культуры послужили Крестовые походы, в ходе которых перед объединившимися в рядах крестоносцев рыцарями разных стран остро встали проблемы самоидентификации… Как государственная эмблема Священной Римской империи двуглавый орёл был принят при императоре Сигизмунде в 1434 году или незадолго до этой даты. Орёл изображался чёрным на золотом щите, с золотыми же клювами и когтями, головы окружались нимбами (Википедия).

Когда появился герб СРИ в виде двуглавого орла с нимбами?

Даже если бы «античность» реально существовала, а не была выдумкой историков (в чьих интересах – рассмотрим чуть позже), то как знатные фамилии обходились без фамильных гербов, не понятно. Герб это как свидетельство на право собственности на земли, которыми владела владетельная семья. Если аристократ по каким-либо причинам лишался своих земель, то он терял и право на герб с символикой этих земель. Без гербовой печати не могло быть никакой государственности, тем более, целой Римской империи. А еще, чтобы каждый подданный знал и видел, и даже неграмотный крестьянин, чья карета, какого господина, проехала мимо него. Переносить римских цезарей и императоров в первый век до нашей эры было большой ошибкой – сразу вылезает множество нестыковок, на которые указывают альтернативные историки. Но у тех, кто это задумал, не было другого варианта иначе подправить историю.

 Юлий Цезарь в средневековых доспехах. Виргил Солис, гравюра, 16 век
Юлий Цезарь в средневековых доспехах. Виргил Солис, гравюра, 16 век
 Три достойных язычника. Гектор, Александр Великий и Юлий Цезарь. Гравюра 16 века.
Три достойных язычника. Гектор, Александр Великий и Юлий Цезарь. Гравюра 16 века.
 Гербы Александра Великого, Юлия Цезаря(подчёркнут) и Гектора Троянского.
Гербы Александра Великого, Юлия Цезаря(подчёркнут) и Гектора Троянского.

 Юлий Цезарь. Фреска. Castello della Manta.
Юлий Цезарь. Фреска. Castello della Manta.
Юлий Цезарь с двуглавым орлом и штандартом Римского Сената «S.P.Q.R.»
Юлий Цезарь с двуглавым орлом и штандартом Римского Сената «S.P.Q.R.»

На фото выше Цезарь изображен в средневековых доспехах со штандартом сената «S.P.Q.R.», что означает «Senatus Populusque Romanus» («Сенат и граждане Рима»), которую изображали на штандартах римских легионов, и которая использовалась в Римской республике и Римской империи… Предполагается, что как учреждение сенат исчез примерно в 630 году, когда с разрешения византийского императора Ираклия I, в римской курии была построена базилика Св. Адриана (Википедия).

В статьях Википедии вы не найдете, что Римский Сенат существовал в Средние века и эпоху Возрождения. Это сделано намеренно, чтобы было поменьше подсказок, что римская античность и римское возрождение – это одно и то же. Но в той же Википедии (на Викискладе) и Гугл Книгах есть документы, которые наглядно свидетельствуют, что Римский Сенат, как незаменимый орган представительской, законодательной и муниципальной власти работал… и даже принимал участие в важных государственных мероприятиях, например, в коронации папой Климентом VII императорской короной Римского короля (да, был такой титул) Карла V Габсбурга в 1530 году (насколько Карл V соответствует реальной исторической личности, в этом есть большие сомнения. Но об это будет сказано позже).

Торжественное шествие в Болонье по случаю коронования Карла V. Гравюра Николаса Хогенберга, 1530 год, Фландрия. Лист 7–8. Эрмитаж
Торжественное шествие в Болонье по случаю коронования Карла V. Гравюра Николаса Хогенберга, 1530 год, Фландрия. Лист 7–8. Эрмитаж
 Герб Рима.
Герб Рима.
Герб Рима представляет собой геральдический щит английской формы. Основное поле герба окрашено в красный цвет. На щите изображён золотой греческий крест и буквы SPQR, что обозначают девиз города: «Senatus Populus Que Romanus» в переводе «Сенат и римский народ». Данный девиз появился на гербе в XIV веке. На верху герба золотая корона с пятью фигурными выступами, олицетворяющая верховную власть и справедливое правление (Википедия).

А теперь на секундочку задумаемся, мог ли герб города Рима в «XIV веке» появиться с пустой и ничего не означающей аббревиатурой S. P. Q.R.? Над Римом смеялась бы вся Европа: на гербе сенат есть, а на самом деле его нет. Напоминаю, герб – это свидетельство о собственности, юридический документ, печать, знак достоинства, отличия и положения в обществе (и в мире, если это государственная символика). Историки вычеркнули Римский Сенат из эпохи Возрождения и перенесли его в глубокую древность, а документы вычистили, но не все… Вернемся к двуглавому орлу. Есть ли иные свидетельства соседства двуглавого орла Священной Римской империи с другими императорами «античной» эпохи?

Многие упрекают меня, что нельзя на основе «картинок» делать исторические и хронологические выводы. Потому что средневековый художник мог ошибаться, не имея полного представления о давно минувших временах. Согласен, художник не фотограф, и в отдельных деталях мог допускать неточности. Но не в геральдических знаках и символах. И еще один момент: во все времена была мода на портреты в образе героев славного прошлого. Но еще никому в голову не приходило изображать героев давно минувших дней, пусть и славных, с символикой текущего времени. Какой был смысл изображать Юлия Цезаря из первого века до нашей эры с двуглавыми орлами из 15 века? – Нет тут у историков никаких версий, кроме псевдонаучного термина «анахронизм», о котором мы поговорим чуть позже.