Найти тему

Скульптура Евгения Лансере: вольная жизнь в седле.

"Прощание казака с казачкой",  Е.А. Лансере 1878 года, отливка фабрики Ф.Ю. Шопена
"Прощание казака с казачкой", Е.А. Лансере 1878 года, отливка фабрики Ф.Ю. Шопена

Кабинетная скульптура, небольшие изваяния, предназначенные для установки рядом с рабочим местом, в специализированной комнате для работы и интеллектуальных занятий, стали одним из ярких явлений XIX века. Эти статуи должны были передавать своему обладателю определенное настроение, как и сообщать посетителям о своем хозяине, его достатке и интересах.

Евгений Александрович Лансере (1848-1886), один из самых знаменитых русских скульпторов, создателей кабинетных фигур, посвятил свою жизнь изображениям лошади и человека. Его можно назвать анималистом, мастером, занимавшимся изображениями животных. Но зачастую основной фокус его внимания был сосредоточен на взаимодействии всадника и его верного скакуна. Так или иначе, этот сюжет вплетается его в работы: это и наполненное лирическим чувством «Прощание казака с казачкой», заряженная азартом битвы «Погоня», сказочный, былинный сюжет «Руслана и Людмилы», горечь и сожаления от потери верного боевого друга в «Утрате товарища-коня».

Интерес к изображению лошадей зародился у Евгения Лансере еще в детстве. Мальчик, любивший рисовать животных, безуспешно просил деревенского кузнеца отлить ему коня из бронзы. Отец, видя это, посоветовал будущему скульптору создать формы скакунов из воска.

Немного позже, знаменитые художник-маринист И.К. Айвазовский и скульптор П.К. Клод, оценившие талант юноши, просили его родителей не отдавать его на учебу в Академию художеств, чтобы живость его работ не была разрушена классическим образованием. Он так и не получил полноценного художественного образования, что не мешало Академии признавать его заслуги, а искусству остаться в истории и сердцах людей.

Лансере с особой тщательностью подходил к деталям: он изображал определенные породы лошадей, подходящие под конкретную ситуацию, и всадника, костюм которого был тщательно проработан. К примеру, казаки в «Переходе донских казаков через Балканы», чье одеяние запечатлено с особой детальностью, сидят верхом на удалых степных конях, араб же изображен на арабском скакуне.

-2

Творчество Лансере было широко известно при его жизни, поэтому он работал со многими литейными заводами, которые выполняли скульптуры по его моделям. Среди них были фабрики Н. Штанге, В. Грачева, И. Сазикова, А. Морана, Каслинский чугунолитейный завод. Наиболее долгим было его сотрудничество с Феликсом Шопеном. При этом, имевший шесть детей скульптор, был, как и многие его современники, связан узами контракта, запрещавшими до истечения определенного срока работать с другими производителями. Поэтому, он, возможно, работал под псевдонимами. Предполагается, что под именем Напса, Лансере работал на фабрике Верфеля: по стилю и сюжетам произведения известного скульптора и загадочного мастера очень похожи.

К сожалению, творческий путь Евгения Александровича не был долгим, он умер в возрасте 38 лет. Причиной его гибели был «бич» того времени – чахотка. Наследие скульптора разошлось по России и Европе. Еще до трагической смерти, его скульптуры были не только в русскимх, но и в европейских собраниях искусства. После смерти фабриканта Шопена его дочь увезла часть моделей скульптур, которые принадлежали семье Лансере, во Францию, где они продолжили тиражироваться.

В настоящее время цена на кабинетную скульптуру Евгения Лансере зависит от того, какая фабрика производила модель, в какие годы, а главное, от того, насколько часто воспроизводилась та или иная работа.

К примеру, реальная стоимость часто встречающейся скульптуры «Прощание казака с казачкой» не превышает 900 тысяч рублей, в то время как оценка редкой скульптурной композиции «Переход донских казаков через Балканы», несколько лет назад проходившей на известном аукционе, превышала 4 миллиона рублей.

Но, надо признать, что в обоих случаях работы имели коллекционное и антикварное значение, были созданы в конце XIX-начале ХХ веков, не в пример более дешевым поздним, современным отливкам или даже подражаниям того времени, которые также в большом количестве фигурируют на рынке антиквариата.