Я к шоколаду отношусь спокойно, но некоторые плитки взаимодействуют со мной на каком-то иррациональном уровне. Прямо внутренний трепет вызывают, потому что с ними связаны детские воспоминания. Наверное, поэтому каждый раз, когда я вижу лицо этой девочки чуть ли не чувствую сладкий, кремовый и немного «жирный» привкус во рту. Большие невинные глаза, розовые щёчки, повязанная платком голова – это портрет 8-месячной Лены Геринас, который стал символом молочного шоколада «Алёнка» в 1966 году.
Производители долго бились над образом, с которым советские люди должны были ассоциировать их фирменную шоколадку. Сначала хотели разместить на обертке Алёнушку с картины Васнецова – ту самую, что босиком сидит на камне у реки, дожидаясь братца Иванушку. Но потом решили, что образ несколько депрессивный, и объявили в газете «Вечерняя Москва» конкурс на лучшую детскую фотографию.
Папа будущей звезды, советский фотограф Александр Геринас, отправил портрет дочери, сделанный еще в 1960 году, и вскоре узнал радостную новость: Леночка победила! В работе над оберткой художник Николай Маслов слегка перерисовал фотографию кареглазой девочки: глаза сделали голубыми, слегка вытянули лицо, увеличили верхнюю губу. Такой «Алёнку» и узнали в стране. Даже когда Советский Союз развалился, обертку менять не стали. Несмотря даже на то, что образ девочки начали активно эксплуатировать другие кондитерские компании: например, фабрика имени Крупской наладила выпуск шоколадок «Озорная Алёнка» и «Крупская Алёнка». На этикетках также были девочки, но чуть постарше московской. На Украине есть «Оленка», а в Белоруси – «Любимая Аленка».
Никто такого не ожидал, но в феврале 2000-го года повзрослевшая «Алёнка» громко заявила о себе. 40-летняя фармаколог Елена Геринас подала иск на 5 миллионов рублей к ОАО «Красный Октябрь» о защите нарушенного авторского права, требуя компенсации в размере 5 миллионов рублей и заключения лицензионного договора. Москвичка заявила, что ее отец никогда не получал денежной компенсации за использование снимка. Она, соответственно, тоже. В доказательство она принесла в суд номера журналов «Советское фото» и «Здоровье» – в свое время там опубликовали ее детский снимок.
- В нашей семье всегда все знали, что на шоколадке - мой портрет. У меня и негативы от того снимка сохранились. Когда отец умер, а он развелся с мамой и жил в другой семье, нам передали весь его архив. Там я и нашла пленку, - рассказала Елена Геринас в интервью газете «Труд». – У меня и платочек тот жив, выцвел, правда, немного. Присмотритесь к шоколадной Аленке, у нее узелок по-особому завязан, потому что моя мама – левша.
Суд длился более двух лет, но Геринас ничего не добилась. Специалисты провели фотопортретную и искусствоведческую экспертизы, после чего суд пришёл к выводу, что изображение на этикетке шоколада «Алёнка» является новым самостоятельным произведением.
Кстати, объявилось немало «самозванок». Например, жительница Брянска заявила, что на обложке журнала «Здоровье» и обертке «Алёнки» – она, а не Елена Геринас. Нашлась своя Аленка и на Кубани: женщина утверждала, что в 1959 году к ним в детский сад приезжал столичный фотограф. Страсти не утихают и по сей день: в августе 2019 года свои права заявила уборщица из Забайкалья и потребовала с кондитерской фабрики 3 миллиона долларов. А «Аленку» продолжают выпускать и, что самое главное, любить. Вам, кстати, нравится знаменитая шоколадка? Напишите в комментариях!
Понравилась публикация? Ставьте палец вверх, подписывайтесь на «Визуал», ретро-канал для тех, кто любит «разглядывать» историю!