В неделю после Пасхи, в Светлую Седмицу, каждый может попасть на колокольню
По традиции, в церковные колокола звонить разрешается любому, но ровно одну неделю в году. Более того, семь недель до Пасхи звонить во все колокола запрещено. Звонари подаются только сигналы, буквально один-два удара, просто приглашающие к службе.
С Воскресением Христовым возможность отметить праздник из праздников и торжество из торжеств получает каждый. И неделю после праздника Пасхи, в Светлую Седмицу любой может прервать молчание церковных колоколов. Разрешили это для мирян еще в XVIII веке. Известа и социальная роль колоколов. В них звонили при пожаре, во время экстренного сбора жителей, например, на войну. Часто колокола давали сигнал к бунту. При Иване Грозном колокол в Великом Новгороде даже выпороли, вырвали язык и увезли в Москву. А в 1918 году в Советской России языки колоколов сковали цепями.
Традиция вернулась в 1990-е. Часть приходов получила сохранившиеся старые колокола. В XX веке их прятали, даже закапывали в землю. Другие отлили новую «семью» («звон» - минимум нужно 5) колоколов.
Корреспонденты информагентства «Сусанин» решили попробовать себя в колокольном звоне. Ижевская епархия предложила пять показавшихся нам наиболее интересными храмов. Это и самые большие соборы Ижевска, и семейный храм в микрорайоне Горка.
Отец Владимир Давыдкин, настоятель Успенского храма на ул. Телегина в Ижевске, в прошлом звонарь. По его словам, колокола России были, как это ни странно, навязаны: "На Руси колокола долго не принимали, они считались католическим атрибутом, символом. Но греки сделали большие подарки нашим царям. Они были вынуждены строить подколокольные сооружения. Таким образом потихоньку стало внедряться колокольное искусство и на Руси. А первое упоминание о колоколах было, когда Антоний Великий собирал средства на восстановление монастыря (ок. III - IV века н.э.). Он ходил и в колокольчик звонил. И люди знали, что идёт монах, которому нужно пожертвовать деньги".
Вот так в XVI веке сложилась русская колокольная традиция. Ее особенность в том, что звонарь извлекает звук, приводя в движение язык, а не колокол, как это делают католики, например.
Подробнее о том, как мы звонили во все колокола в моем материале для информагентства СУСАНИН.