Найти тему

Куды крестьянину податься? ч.3. "Коллективизиция: раскулачивание и раскрестьянивание"

Так сказать, прототип... Владимир Дорофеев в фильме "Поднятая целина".
Так сказать, прототип... Владимир Дорофеев в фильме "Поднятая целина".

Нам наверное трудно представить, чтоб средь бела дня к нам бы в дом вломилась толпа: какой-то городской "крендель" в кепочке и добрые соседушки, что завсегда рады твоей сдохшей корове, когда у самих хата горит. Тебя выгоняют из родного дома на улицу, дозволяют взять минимум вещей, пакуют в "столыпина" и везут за Акатуй, валить лес.

По весьма приблизительным подсчетам статистиков, в Советском Союзе числилось один миллион сто тысяч кулацких хозяйств. Все эти хозяйства подлежали раскулачиванию, то есть конфискации и передаче имущества в фонд организуемых колхозов, а владельцы кулацких хозяйств вместе с семьями — принудительной высылке в отдаленные местности страны.

Все так и произошло, когда чудесный кремлевский грузин огласил, что т.н. "кулака" надо ликвидировать, как класс. Кто же этот пресловутый кулак, рассмотрим на примере двух, ранее упоминавшихся, произведений: Виталий Закруткин "Сотворение мира" и хрестоматийная нетленная "Поднятая целина" Михал нашего свет Александровича Шолохова.

Вот Тимоха Шелюгин ( от Закруткина). Чин чином отслужил в Красной Армии, вернулся в родную Огнищанку. Начал поднимать разоренное хозяйство: мало спать и много работать. Платить немилосердный продналог, чтоб у "партейных" товарищей хватало сил драть горло на митингах. Справное Тимоха поставил хозяйство! Поля засеяны, прополоты. Скот ухожен, накормлен, вычищен. Жена рядом работает наравне. Внедрял новые культуры, сортовые семена кукурузы "Минесотта-экстра" выписывал. Да еще успевал взять у сельчан в аренду и своим трудом обработать лишних несколько десятин. Да еще имел косилку старенькую, т.е. сельхозмашину. Какая же ему благодарность от советской власти вышла? Похвальный лист, как культурному хозяину? Ага!..

Работящий, неглупый, спокойный Тимоха всегда казался Андрею честным и порядочным человеком: он никого не обижал, в поле и дома трудился за троих. ...
Разговор Тимохи Шелюгина с предсельсовета Ильей Длугачом: " По дурости? — вспыхнул Шелюгин. — Это что ж, я по дурости в навозе копался от самого рождения и на земле работал так, что штаны и сорочки мои от пота в клочки разрывались? Или, может, по дурости эту самую землю оборонял и четыре вражьих пули в себе ношу, две германских, а две белогвардейских? Или же по дурости в голодный год с неимущими последним куском хлеба делился и хворую твою жинку Любу от смерти спас? За что ж, скажи ты мне, Илья, вы меня так караете? За что убиваете, как зверя? "

А вот Тит Бородин из "Целины", бывший красный партизан. Нажил своим горбом две пары волов. В дом у него зашуганная, задерганная старуха-мать - сразу видно матерая кулачиха. И телок тут же - отправляется на земляной пол. Одорирует, так сказать, атмосфэру.

Макарка Нагульнов и Семка Давыдов практикуют два действия арифметики: отнимают и делят. Сам-то Макарка на никелерованной кровати спал и бабе своей Лушке пояс для шелковых чулков привез из городу. Будущая парт-номенклатура...
Макарка Нагульнов и Семка Давыдов практикуют два действия арифметики: отнимают и делят. Сам-то Макарка на никелерованной кровати спал и бабе своей Лушке пояс для шелковых чулков привез из городу. Будущая парт-номенклатура...

И Тимоха, и Титок, и сотни тысяч других русских мужиков поехали в края, откуда не было возврата. А добрые односельчане стали делить соседские чугуны, щупать "спинжаки" разоренных соседей - доброе ли сукно?

Хмурый Яков Лукич вытащил
из сундука ворох одежды, метнул под ноги Любишкину:
- Выбирай на совесть.
Дрогнули у атаманца усы, затряслись руки... Уж он выбирал, выбирал пиджак - сорок потов с него сошло! Попробует сукно на зуб, поглядит на свет: не побили ли шашел или моль, минут десять мнет в черных пальцах.

На этом примере (дележ чужого добра), что характерно, от "Тихого Дона" до "Целины" у М.А. Шолохова произошла как бы некоторая анти-эволюция. Вот схожий эпизод из "Дона":

Штокман предложил ревкому на общем собрании распределить по беднейшим хозяйствам имущество, оставшееся от бежавших с белыми купцов... И Штокман заговорил вновь. Его слушали, будто и внимательно и даже покрикивали с одобрением, но когда в конце он поставил вопрос о распределении имущества бежавших с белыми - ответили молчанием.
- Чего ж вы воды в рот набрали? - досадуя, спросил Иван Алексеевич.
Толпа покатилась к выходу, как просыпанная дробь. Один из беднейших, Семка, по прозвищу Чугун, было нерешительно подался вперед, но потом одумался и махнул варежкой:
- Хозяева придут, опосля глазами моргай...

Вот вроде и голь перекатная этот Семка Чугун, а совести тогда еще не утратил, не позарился на чужую одежу, но всего-то десять лет пройдет... И из сельских жителей (бедняков, середняков) советская власть составит новое крепостное сословие - (раб)отник за трудодни, т.е. "колхозник". Крестьянство на Руси кончилось!

P.S. Запустил проект "Щукарики" https://tchukar.livejournal.com/