Как на рождение легенды о Минотавре повлияла архитектура Кносского дворца? И причём тут двусторонние топорики?
Легенду о Минотавре слышали все, но, если вы не освежали её в памяти со школьных лет, не лишним будет прочесть краткий пересказ. Может быть, ваши учителя умолчали о некоторых деталях?
Итак, дочь Гелиоса Пасифая воспылала страстью к белому быку, коего на Крит послал Посейдон по просьбе супруга Пасифаи, короля Миноса. Дабы вызвать у быка ответные чувства, Пасифая забралась в полую деревянную корову, обтянутую кожей, и таким хитрым способом добилась желаемого. Корову изготовил, кстати, Дедал – тот же, который придумал крылья для себя и сына своего Икара.
Пасифая родила не мышонка, не лягушку, а человека с головой быка, – собственно, Минотавра. Чтобы скрыть позор жены, Минос заказал всё тому же Дедалу лабиринт, в котором бродило чудовище, питавшееся исключительно человечиной, и убитое Тесеем.
Так вот, насчёт Минотавра не ручаюсь, а лабиринт действительно существовал. И в виде живописных руин существует по сей день, привлекая на Крит туристов. Эти руины известны как Кносский дворец. И на самом деле никакой это не дворец. И не лабиринт в привычном понимании этого слова. А что же?
Архитектурный комплекс в Кноссе построили ещё в 1900 до н.э., но землетрясение 1700 до н.э. разрушило его до основания. Выросшее на руинах чудо исследователи считают вершиной Минойской цивилизации. Система построек с плоскими крышами, несколькими этажами, деревянными колоннами и богатыми росписями занимала 2,5 гектара. Многовато для дворца, верно?
Здесь был центр жизни и торговли города, не знавшего монархии. Архивы, молельные залы, торговые точки, жилые дома – тут можно было найти всё. Гигантские глиняные кувшины были полны масла и вина, а в каменных ямах, оставшихся после землетрясения, хранилось зерно. Чтобы был понятен масштаб, скажу, что при раскопках в хранилищах Кносса нашли керамические сосуды, которых хватит на 20 000 галлонов оливкового масла.
План комплекса был непривычен для континентальных греков: в его основе квадраты, а сложная система коридоров, лестниц и анфилад играет роль своего рода системы безопасности: если ты не знаешь, куда идёшь, наверняка придёшь в тупик, а если не знаешь, где выход, вряд ли его найдёшь.
Догадываетесь, к чему я веду? Конечно к тому, что именно этот архитектурный комплекс породил легенду о Лабиринте: в этих запутанных ходах совершенно точно прячется страшное чудовище! А откуда название? Оттуда же! Дело в том, что в узорах на стенах Кносса часто встречались двусторонние топорики лабрисы, и слово "лабиринт" означало не что иное как "дом двусторонних топориков". Со временем этим словом стали называть другие строения, в которых немудрено заблудиться.
Но почему в мифическом лабиринте поселился именно Минотавр, а не другое чудище? Скажем, лев или дракон? Всё очень просто: как лабрисы в орнаментах дали название комплексу, так быки в росписях породили легенду о Минотавре. Ведь именно быков, символизировавших, вероятно, мужскую силу, особенно часто изображали на фресках и не только.
Вот, к примеру, ритон – ритуальный сосуд, а вот – золотые чаши, на которых изображён опять же некий ритуал. Об этом свидетельствует то, что действо разворачивается в священной оливковой роще.
Вот так из непривычного архитектурного решения и росписей на стенах родился один из самых известных мифов Древней Греции!
Читайте также:
- Четыре скульптуры Гогена, которые изменят ваше представление о нём
- Доисторические скульптуры, которые вы вряд ли видели
- Скульптуры Родена в Пушкинском музее
Если вы предпочитаете не читать, а слушать, приходите ко мне на лекции в Москве или зовите меня в свой город!
P.S. Чем больше лайков и комментариев, тем больше статей!