Найти тему
Зарина Асфари об искусстве

Миф о Минотавре: откуда он взялся?

Как на рождение легенды о Минотавре повлияла архитектура Кносского дворца? И причём тут двусторонние топорики?

Уильям Блейк, Минотавр. 1827, 37.1×52.7 см. Художественный музей Гарварда, Кеймбридж
Уильям Блейк, Минотавр. 1827, 37.1×52.7 см. Художественный музей Гарварда, Кеймбридж

Легенду о Минотавре слышали все, но, если вы не освежали её в памяти со школьных лет, не лишним будет прочесть краткий пересказ. Может быть, ваши учителя умолчали о некоторых деталях?

Итак, дочь Гелиоса Пасифая воспылала страстью к белому быку, коего на Крит послал Посейдон по просьбе супруга Пасифаи, короля Миноса. Дабы вызвать у быка ответные чувства, Пасифая забралась в полую деревянную корову, обтянутую кожей, и таким хитрым способом добилась желаемого. Корову изготовил, кстати, Дедал – тот же, который придумал крылья для себя и сына своего Икара.

Питер Пауль Рубенс, Дедал и Икар. 1636, 37×37 см. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
Питер Пауль Рубенс, Дедал и Икар. 1636, 37×37 см. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель

Пасифая родила не мышонка, не лягушку, а человека с головой быка, – собственно, Минотавра. Чтобы скрыть позор жены, Минос заказал всё тому же Дедалу лабиринт, в котором бродило чудовище, питавшееся исключительно человечиной, и убитое Тесеем.

Пабло Пикассо, Минотавромахия. Гравюра, 1935, 49.8×69.3 см. Музей Пикассо, Барселона
Пабло Пикассо, Минотавромахия. Гравюра, 1935, 49.8×69.3 см. Музей Пикассо, Барселона

Так вот, насчёт Минотавра не ручаюсь, а лабиринт действительно существовал. И в виде живописных руин существует по сей день, привлекая на Крит туристов. Эти руины известны как Кносский дворец. И на самом деле никакой это не дворец. И не лабиринт в привычном понимании этого слова. А что же?

Эдвард Коли Бёрн-Джонс, Тесей и Минотавр в лабиринте. 1861, 26.1×25.5 см. Художественный музей и галерея, Бирмингем
Эдвард Коли Бёрн-Джонс, Тесей и Минотавр в лабиринте. 1861, 26.1×25.5 см. Художественный музей и галерея, Бирмингем

Архитектурный комплекс в Кноссе построили ещё в 1900 до н.э., но землетрясение 1700 до н.э. разрушило его до основания. Выросшее на руинах чудо исследователи считают вершиной Минойской цивилизации. Система построек с плоскими крышами, несколькими этажами, деревянными колоннами и богатыми росписями занимала 2,5 гектара. Многовато для дворца, верно?

Руины Кносского дворца, Крит
Руины Кносского дворца, Крит

Здесь был центр жизни и торговли города, не знавшего монархии. Архивы, молельные залы, торговые точки, жилые дома – тут можно было найти всё. Гигантские глиняные кувшины были полны масла и вина, а в каменных ямах, оставшихся после землетрясения, хранилось зерно. Чтобы был понятен масштаб, скажу, что при раскопках в хранилищах Кносса нашли керамические сосуды, которых хватит на 20 000 галлонов оливкового масла.

План Кносского "дворцового" комплекса, реконструкция
План Кносского "дворцового" комплекса, реконструкция

План комплекса был непривычен для континентальных греков: в его основе квадраты, а сложная система коридоров, лестниц и анфилад играет роль своего рода системы безопасности: если ты не знаешь, куда идёшь, наверняка придёшь в тупик, а если не знаешь, где выход, вряд ли его найдёшь.

Догадываетесь, к чему я веду? Конечно к тому, что именно этот архитектурный комплекс породил легенду о Лабиринте: в этих запутанных ходах совершенно точно прячется страшное чудовище! А откуда название? Оттуда же! Дело в том, что в узорах на стенах Кносса часто встречались двусторонние топорики лабрисы, и слово "лабиринт" означало не что иное как "дом двусторонних топориков". Со временем этим словом стали называть другие строения, в которых немудрено заблудиться.

Прыгающий бык, фреска с элементами современной реконструкции, Кносс, Крит. 1450-1375 до н.э. Высота около 62,3 см. Археологический музей, Ираклион, Крит
Прыгающий бык, фреска с элементами современной реконструкции, Кносс, Крит. 1450-1375 до н.э. Высота около 62,3 см. Археологический музей, Ираклион, Крит

Но почему в мифическом лабиринте поселился именно Минотавр, а не другое чудище? Скажем, лев или дракон? Всё очень просто: как лабрисы в орнаментах дали название комплексу, так быки в росписях породили легенду о Минотавре. Ведь именно быков, символизировавших, вероятно, мужскую силу, особенно часто изображали на фресках и не только.

Ритон в форме головы быка, Кносс, Крит. 1550-1450 до н.э. Змеевик, ракушки, горный хрусталь, красная яшма (деревянные рога воссозданы реставраторами), высоат 30,5 см. Археологический музей, Ираклион, Крит
Ритон в форме головы быка, Кносс, Крит. 1550-1450 до н.э. Змеевик, ракушки, горный хрусталь, красная яшма (деревянные рога воссозданы реставраторами), высоат 30,5 см. Археологический музей, Ираклион, Крит

Вот, к примеру, ритон – ритуальный сосуд, а вот – золотые чаши, на которых изображён опять же некий ритуал. Об этом свидетельствует то, что действо разворачивается в священной оливковой роще.

Вот так из непривычного архитектурного решения и росписей на стенах родился один из самых известных мифов Древней Греции!

Читайте также:

  • Четыре скульптуры Гогена, которые изменят ваше представление о нём
  • Доисторические скульптуры, которые вы вряд ли видели
  • Скульптуры Родена в Пушкинском музее

Если вы предпочитаете не читать, а слушать, приходите ко мне на лекции в Москве или зовите меня в свой город!

P.S. Чем больше лайков и комментариев, тем больше статей!