Из воспоминаний фронтовика Гусева Г.И.
После отвода от передовой нам дали немного отдохнуть и привести внешний вид в порядок. С нами никто не нянчились, задача поставлена и необходимо ее выполнить. Приказали грузить пленных в вагоны и отправлять в глубь страны.
Загружали в пульмановские вагоны и превышали положенное количество. Требовалось шестьдесят, мы загружали по восемьдесят военнопленных. Двухосный вагон был рассчитан на тридцать человек, мы загружали туда шестьдесят. Все делали в ускоренном темпе, стремились пленных побыстрее отправить.
Румыны в тот период поголовно сдавались. Румын в плену довелось увидеть до службы в армии. В районе распределяли пленных румын по деревням, где-то по семь человек на колхоз. Румын использовали как рабочую силу. Они не думали бежать, им в сельсовете на полу постелили солому, они там ночевали. А днем помогали на огородах или с ремонтом. Раз в неделю приезжал милиционер с проверкой. Они все утверждали, что не желали войны и все хотели выжить. Под Сталинградом воевало 2 армии румын, погибали от пуль и морозов.
Грузили и румын и немцев, бывало и венгров. Всех стремились вывезти. Пленных сгоняли в кучу, даже проволокой не ограничивали. Так содержали на окраине населенного пункта. Часть располагалась в сараях, часть на улице. Далее приводили партиями на станцию. Всех пересчитали и переписали. Пленные сами себя переписывали и нам списки отдавали. Офицеры отвечали за порядок среди них. С них и спрашивали за все.
Был один эпизод. Загрузили очередной эшелон, отправили. В эшелоне максимум было пятнадцать вагонов. Налетели на эшелон "Мессершмитты". Стреляли, бомбили беззащитный состав. Три вагона загорелось. Наши быстро горящие вагоны отцепили. Страшно было на горящие вагоны смотреть! Из вагонов кричали на разных языках, даже на русском кричали... Два солдата попыталось вагоны открыть, но командир на них закричал: "Назад! Сами сгорите!".
Эшелон переформировали, отправили дальше. Сгоревшие вагоны и обугленные трупы так там и остались. Нас отправили вагоны сопровождать. Сдавали ровно по счёту представителям администрации лагеря. Не важно было, жив или труп, это уже головная боль принимающих.
Наша задача состав от пленных освободить и снова за другой партией отправиться. В тамбурах с 2-х сторон стояли солдаты в период следования. В вагоны мы не заглядывали. Пару суток везли, выдавали только воду. В качестве туалета параша, на остановках ее освобождали.
Когда границу проехали, появилась походная кухня, в которой постоянно варили кашу для военнопленных. Давали еду на остановках. Открывали вагон и ставили термос, говорили на сколько человек. Далее пленные сами еду делили. Потом термос забирали и снова кашей наполняли. Так конвейер военнопленных работал.
Если Вам было интересно, нажмите пожалуйста-"нравится" и подпишитесь на канал. Это лучшая поддержка для него. Спасибо за ваше внимание и время.
ДРУГИЕ СТАТЬИ КАНАЛА:
ЛОКОТСКАЯ РЕСПУБЛИКА
БЫЛО БОЛЬНО
рассчитаемся