Вопросы о "науке в обществе" не новы и поднимаются не в первый раз. Однако, есть два тесно связанных между собой проблем. Во-первых, наука и техника в текущее время управляются значительным числом объектов, в них участвуют все более разные группы участников, причем самым разрозненным образом.
Это приносит к сложным новым формам распределения власти, постоянной борьбе за направления. Эти механизмы не значатся ни стабильными, ни не всегда ясными в том, как управленческие усилия соотносятся друг с другом. Между тем, существует второе изменение. Сильное чувство кризиса, жесткой экономии охватило Европу, хотя и в разной степени с разными мерами реагирования породило предельно серьезную напряженность в области управления наукой и техникой.
С появлением Европейского исследовательского пространства, тем более, с недавними попытками представить Европу как инновационное пространство с сопутствующими изменениями в руководящих органах и финансовых структурах, представляется важным устранить противоречия, возникающие между динамикой европизации, с одной стороны, а с другой сложными, а также дифференцированными национальными и региональными процессами.
Хотя национальные государства, а также их подразделения имеют свои персональные традиции и обоснования в виде управления наукой и техникой, они требуют явной координации, которая должна быть согласована с мировым развитием.
Нам нужно лучше понять, как режимы становления ценностей или легитимности работают в разных социальных контекстах, как важна разработка систем оценки, как решаются явные проблемы плюрализма в контексте вопросов науки, общества. Это нужно, поскольку демографические изменения, растущая подвижность увеличивают текучесть ценностных структур в среде, которая часто становиться однородной, стабильной.
Мы живем в многополярном мире, в котором больше нет одного доминирующего лидера, а есть несколько регионов, а позже и разные взгляды. Разговор не только о вопросах управления на различных уровнях. Кроме того, число мест, где обсуждаются вопросы науки и общества, увеличилось, появились новые пространства для выражения мнений, участия и обсуждения, сформировались новые общественные группы, занимающиеся вопросами науки.
Все это означает, что, когда речь заходит о руководстве наукой и техникой, баланс между различными участниками, разными объектами и уровнями постоянно пересматривается. Вопрос не только об определении местных моделей управления, но также о том, как они соотносятся с процессами выбора и принятия решений на других уровнях. Это предполагает решение вопросов многоуровневого управления.
Хорошими примерами таких многоуровневых, а также многоплановых проблем управления являются дискуссии по таким вопросам, как ядерная энергия, выбросы углерода, генетически манипулируемые организмы или исследования стволовых клеток, которым одни государства противостоят больше других по экономическим, а также социальным вопросам, таким как финансовое регулирование или системы высшего образования.
Деятельность, связанная с отношениями между наукой и обществом, имеет замечательную историю расширения и сопровождается значительным политическим и научным анализом. Однако это не должно заставить нас забывать о том, что они остаются хрупкой конструкцией и в настоящее время находятся под угрозой того, что они будут отодвинуты на задний план или сформулированы таким образом, чтобы дать мало места для обсуждения вопросов и более широкого участия общества в формировании направления инновационной деятельности.
Новая ситуация и связанные с ней ожидания влекут за собой опасность маргинализации некоторых из этих признанных проблем и поэтому требуют нашего внимания при будущем развитии существующих пространств взаимодействия и создании решений в ответ на изменение ситуации.