В этой статье я расскажу о кораблях-гигантах Древнего мира, которые с определённой долей условности можно назвать "линейными кораблями" древности.
В эпоху эллинизма (с IVв. до н. э.) корабли все чаще строятся как бронированные плавучие платформы для перевозки катапульт и воинов. На таких судах палубы были настланы полностью, а борта обшиты наглухо.
Около 400 г. до н.э. впервые встречаются упоминания о кораблях, гребной мощью превосходящих трирему. Диодор утверждает, что работы по созданию и усовершенствованию этих укрупненных судов впервые начались в военных учреждениях Дионисия в Сиракузах.
По-гречески корабли с тремя ярусами весел назывались триерами. На смену им приходят тетреры и пентеры , то есть корабли с четырьмя и пятью горизонтальными рядами весел.
Нос и корму пентеры украшали акростолем (продолжение штевней). Кормовая часть корабля была окружена навесной галереей с балюстрадой, под которой обычно подвешивалась шлюпка. Пентеры имели мачты с боевыми марсами. Парусное вооружение состояло из больших прямых парусов, использовавшихся только на переходах при попутных ветрах.
Часто пентеры оснащались абордажным вороном. В отличие от более примитивной триремы, квинкверема (пентера) могла на большой скорости пробить вражеский корабль насквозь.
«Шестирядные» корабли возникают около 350 г. до н.э., а к концу века число ярусов постепенно возрастает до 13. В начале III в. до н. э. появляется «шестнадцатирядный», а к концу века - «сорокарядный».
Подобное увеличение весельных рядов на протяжении многих столетий ставило ученых в тупик и маловероятно, что загадка когда-либо прояснится полностью. Реконструировать эти ряды на бумаге труда не представляет.
В 1864 г. Грейзер опубликовал свой труд, где проиллюстрировал расположение весел на таких кораблях. Он просто-напросто умножил основополагающий принцип устройства триремы, так что на его «сорокарядном» корабле гребцы верхнего ряда размещались на высоте 15 м над водой и гребли веслами, длина которых достигала 75 м. Но, как ни смехотворны теории Грейзера, альтернативные подходы, выдвинутые его критиками, в равном степени нелепы.
Высказывалось предположение, что на таких кораблях гребцы располагались одним ярусом и не более, а слово «гетез» (весла), относится к числу гребцов, приходящихся на каждое весло. Вплоть до восьми это звучит вполне убедительно, но граничит с абсурдом, когда счет переходит за шестнадцать.
Решение лежит где-то посередине. По скульптурным изображениям римских кораблей ясно видно, что гребли одновременно на нескольких ярусах, однако больше трех рядов весел нигде не встречается. Здесь-то и кроется ключ к разгадке. Эти корабли всего лишь увеличенные модификации биремы и триремы. Скорее всего число весельных ярусов никогда не превышало трех. Числа же относятся к общему количеству гребцов, приходящихся на каждую вертикальную группу весел: например, на «шестирядном» корабле гребут точно так же, как и на триреме, но по два гребца на весло, или, как на биреме, по три гребца на весло. В ХVIII вв. выяснилось, что восемь гребцов на одно весло - максимальное число, при котором возможно добиться эффективного управления судном. Таким образом, если исходить из принципа триремы, «двадцатичетырехрядный» корабль возможен, хотя и маловероятен.
Из числа подобных гигантов чаще всего упоминаются «шестнадцатирядные». Именно таков был флагманский корабль во флоте Персея, последнего правителя Македонии. Бирема с восемью гребцами на одно весло наиболее приемлемая разновидность подобного типа. Такой корабль должен достигать по меньшей мере 12 м в ширину, не считая планшира.
Суда, обнаруженные в озере Неми (Италия) в два раза превышают этот размер: вероятно‚ это и были пресловутые корабли-гиганты.
Изображения из Яндекс картинки
Читайте и подписывайтесь на мой канал в Дзене "Войны и мир":
https://zen.yandex.ru/media/warandbattle/
А также на ностальгический мой канал "Время 80-х":
https://zen.yandex.ru/media/vremya80/
Не забывайте о лайках.
Спасибо!