Петербург строился как морская столица России, а мечтой Петра I было сделать из города второй Амстердам. За время существования города было прорыто и впоследствии засыпано множество каналов. Именно поэтому в самом начале существования Петербурга строилось очень мало мостов, вместо этого предлагалось перемещаться на лодках.
Основной «жертвой» эксперимента по превращению Петербурга в Амстердам стал Васильевский остров. Архитектором Трезини был разработан проект сетки судоходных каналов, покрывающей весь Васильевский остров.
Сетка планируемых каналов на В.О.:
Проект начали, но быстро свернули. Вплоть до 13 линии прокопали, но эти каналы оказались слишком мелкие и узкие, для того чтобы обеспечивать полноценное судоходство. Потом вода в них стала застаиваться, а местные жители стали сбрасывать в них мусор. Засыпали их при Екатерине II.
Но на карте современного Петербурга остались две улицы, которые так и называются не улица, а «канал».
1. Введенский канал.
Идет от Обводного канала до набережной Фонтанки, параллельно железной дороге к Витебскому вокзалу. Раньше здесь плескалась вода, теперь это улица. Введенский канал был прорыт в начале 19 века, засыпан в конце 1960-х. Использовался для судоходства и забора воды.
Фото, 1904-1914 годы:
Последние годы канала (фото 1957 год):
2. Масляный канал.
Тут траектория сложнее, не прямолинейная, а под углом.
Назначение этого канала осталось в названии. Он огибал небольшой остров, Масляный буян, на котором с целью такой водной защиты от пожаров хранили запасы масла. Теперь это одноименная улица.
Фотографии - 1926 год
Такие интересные метаморфозы уникального города Петербурга – были каналы, стали улицы, а названия остались.