C 1 января следующего года в 18 регионах России будет введен налог для самозанятых. Наверное поэтому накануне этого события в течение нескольких лет государство вовлекало людей в бизнес самозанятых. Свердловская, Тюменская и Челябинская области, а также Югра войдут в расширенный «пилотный проект». Власти не теряют надежды распространить эксперимент на всю страну. Однако многие специалисты относятся к идее с большой долей скепсиса. Есть мнение, что инициатива провалится именно на Урале.
Специальный налоговый режим для самозанятых действует с начала 2019 года в четырех регионах: Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане. Самозанятые платят налог по ставке 4% на доходы, полученные от физических лиц, и 6% — на доходы от юридических лиц.
На сегодняшний день в качестве самозанятых зарегистрировались чуть более 240 тысяч человек. В настоящее время Минфин подготовил законопроект о расширении зоны действия этого налогового режима на 19 регионов России. В первую очередь это регионы-доноры и регионы, на территории которых расположены города-миллионники.
Как ожидается, с 1 января 2020 года этот режим заработает в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Воронежской, Волгоградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской и Челябинской областях, а также в Красноярском и Пермском краях, Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах, Ханты-Мансийском автономном округе — Югре и Башкирии.
Федеральные власти рассчитывают, что налоговый режим для самозанятых будет распространен на все регионы страны с 1 июля 2020 года. Об этом заявил первый вице-премьер, министр финансoв РФ Антон Силуанов. «По итогам 2019 года мы изучим oпыт реализации эксперимента в четырех пилотных регионах, доработаем систему его администрирoвания, чтобы минимизировать возможные бюджетные риски. Ориентирoвочно с 1 июля 2020 года будем готовы распрoстранить этот налоговый режим на всю страну», — пояснил Силуанов. Однако в реальности не все так просто, утверждают эксперты.
Обратный эффект
У широко разрекламированного эксперимента уже обнаружилось немало подводных камней. Например, в Москве многие коммерческие организации начали в массовом порядке оформлять сотрудников как «самозанятых», составляя с ними договор аренды рабочей площади. Таким образом, закон обернулся не выводом незаконного бизнеса из тени, а экономией налогов тех, кто и так вполне неплохо зарабатывает.
По мнению консультанта Натальи Желтовой, выгода работодателя очевидна практически при любом раскладе: так, по новому законодательству, компании, работающие с самозанятыми, получают налоговые льготы. «Получается, что если компания уволит своего сотрудника и оформит его как самозанятого, работодатель не только избежит уплаты налогов, но может ещё и получить льготные условия от государства», — пояснила Желтова.
Она полагает, что старт эксперимента в уральских регионах лишь масштабирует проблему, заложенную в законе о самозанятых. «Новый закон, на мой взгляд, приведет не к выходу из тени пресловутых фрилансеров. Скорее, он, напротив, спровоцирует два явления: переоформление индивидуальных предпринимателей в «самозанятых», чтобы не платить социальные взносы. Также часть работодателей и работников перейдут на отношения самозанятых», — пояснила Желтова.
Zames с этим согласен. Экономические чиновники немного не понимают, что страна не состоит из людей «свободных профессий»: значительная часть работающих числятся наёмниками в различных компаниях. Другая весомая часть — предприниматели, ведущие бизнес как АО или ИП (в ИП и почти ИП и прячутся представители «гаражной экономики»). Свободных художников — единицы. Попытка сделать вид, что этих единиц масса (а сделать вид надо, ведь в отчётах о развитии «креативного класса» все галочки расставлены) — и приводит к тому, что ИП начали охотно превращаться в новую категорию юрлиц, сбрасывая с себя бремя кабального налога на социальное страхование. Кабального, потому что никакой социальной помощи от этих ежегодных выплат никому не приходит, это просто эрзац налога.
Ну а что касается реально самозанятых.
Вот возьмем обычного гонимого видеоблогера. Он сам снимает видео (а это какая-никакая, но работа), монтирует его, выкладывает на YouTube. Видеосервис платит блогеру деньги. Где тут государство и почему оно должно лезть в карман видеоблогеру, непонятно. То есть если государство хочет взять налог с этого бизнеса — ну прищемите YouTube. Пусть каждый блогер будет регистрироваться как самозанятый при регистрации своего видеоканала. Попробуйте — и получите иски от видеосервиса. Такой подход сразу развернёт очередную кибервойну в диджитал-экономике.
Другой распространенный вид самозанятого — де-юре безработный, который работает на состоятельного человека: нянечкой, водителем, помощником, садовником и прочее. Часто такая работа длится много лет, превращаясь в своего рода вид домашнего хозяйства. Ну как государство сумеет влезть в эти отношения? Установить слежку за личными водителями? Проверять паспорт у нянечек?
С нами соглашается юрист Сергей Ефимов. По его мнению, «сырой» закон, с большой долей вероятности, не пройдет испытание на прочность на Урале. «Думаю, что в этих регионах мы получим множество новых схем, ведь очевидно, что закон не отвечает общественному запросу. В итоге получим вывод сотрудников за штат, переход ИП к другой системе налогообложения и соответственно уменьшение налоговых платежей в регионах», — уверен Ефимов. По его оценкам, сегодня закон о «самозанятых» превратился, прежде всего, в весьма удобную лазейку для ухода от уплаты налогов.
Опрошенные эксперты утверждают: при оформлении «самозанятым» сотрудник обходится работодателю гораздо дешевле – всего в 4% от его доходов. Необходимость платить 22% в ПФР, 5,1% в ФОМС, автоматически отпадает.
Представители сразу нескольких уральских работодателей полагают, что после реализации эксперимента в их регионах федеральные власти будут вынуждены идти на доработку закона.
Один из собеседников полагает, что на Урале самозанятых «будут единицы»: «Вряд ли этот режим кого-то особо заинтересует. Многочисленным фрилансерам это фиолетово. Зачем условной маникюрщице регистрироваться [самозанятой] и что-то отдавать из своего и без того скромного дохода? К тому же контрольный и фискальный механизмы в стране работают еще слабо – выявление работающих «в тени» людей происходит не очень эффективно». Он связывает это с тем, что государство оказалось в крайне сложной ситуации: с одной стороны, предпринимаются многочисленные попытки «обелить» экономику, с другой – опасается внезапного обрушения пресловутой «гаражной экономики», в которой на сегодняшний день заняты миллионы людей по всей стране.
Социолог Сергей Таланов полагает, что зачастую в теневой экономике люди работают отнюдь не от хорошей жизни: «Многие фрилансеры, которые выйдут из тени, в итоге окажутся нищими, их работа потеряет смысл. В закон о самозанятых, который пока работает в пилотном режиме, заложено рациональное зерно, однако он не до конца отвечает интересам граждан».
По оценкам Таланова, разрушение «гаражной экономики» на том же Урале чревато без преувеличения катастрофическими последствиями: «Речь идет о людях, которые сами, фактически без помощи со стороны государства создали себе рабочие места. Можно, конечно, уничтожить этот рынок, но встает вопрос – а государство способно куда-то трудоустроить всю эту массу людей?».
Красноречивыми являются результаты исследования, проведенного Центром социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС, специалисты которого опросили 1215 работающих жителей 27 регионов. Выяснилось, что теневой рынок самозанятости, к которому обращается половина россиян, по-прежнему остается одним из главных источников рабочей силы.
«…Теневой рынок самозанятости для россиян — по-прежнему один из главных источников рабочей силы. В 2006 году к нему обращались 56% опрошенных, в 2016 году - 51,3%, в 2019 - 50%», — говорится в исследовании. Снизились только средние расходы граждан на эти услуги — около 4,8 тыс. рублей в текущем году против 7,4 тыс. рублей в 2013 году и 6,1 тыс. рублей в 2016 году. Исследование показало, что чем состоятельнее граждане, тем чаще они пользуются услугами тех, кто трудится без официального оформления.