Для многих из нас слово «тьютор» обозначает что-то вроде ассистента учителя в работе с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, − некий человек сидит за одной партой с учеником и подсказывает, когда ему надо слушать учителя, а когда взять ручку и начать писать. Однако во всем мире это совсем другая деятельность, для которой требуется специальное педагогическое образование. Кто же такой тьютор и какое место он должен занимать в сложной структуре инклюзивной школы? В этом вопросе мы постарались разобраться с президентом Межрегиональной тьюторской ассоциации Татьяной Ковалевой, а также психологом и тьютором Инной Карпенковой.
Тьютор – это звучит гордо!
Моя задача как ученого – чтобы тьюторы в школах расправили плечи и поняли, что тьютор – это гордая профессия, – отмечает Татьяна Ковалева. – Когда 25 лет назад мы начинали подготовку будущих специалистов такого профиля, этого слова вообще никто не слышал. Тогдашний министр образования говорил: у нас в языке и так много англицизмов, придумайте русское слово. Но я не могла найти аналога в русском языке, потому что ближайший аналог – это «дядьки» в Царскосельском лицее, которых так любили молодые дворяне пушкинской поры. А я не могу современных молодых людей, которые осваивают новую профессию, называть «дядьками».
В последние годы у нас появился профессиональный стандарт тьютора, профессия введена в единый квалификационный справочник. И в стандарте четко прописано, что тьютор – это педагог, который сопровождает образовательный маршрут, а не кормит ученика на переменках и не меняет ему памперсы. Все эти обязанности могут быть лишь дополнительным условием к основной работе тьютора.
Тьютор – специалист по индивидуализации
Чтобы выяснить, почему в штатном расписании школ появилась эта новая профессия и почему ее не было раньше, нужно разобраться, какое явление она сопровождает.
В ХХI веке школу захватил мощный процесс индивидуализации. Не нужно путать с индивидуальным подходом, когда учитель в классе понимает, что ученики все разные по возрасту, национальности, характерам, и подает материал максимально по-разному. Даже если вы знаете все о семье ребенка: материальное положение, условия жизни, национальные особенности − и учитываете все это, выстраивая образовательный процесс, − это еще не индивидуализация.
Индивидуализацию часто путают с индивидуализмом, вкладывают в это слово негативный смысл. Особенно это свойственно учителям с большим педагогическим стажем, заставшим коллективизм советских времен. Они говорят: «Дети и так проводят больше времени с гаджетами, чем с людьми, а тут еще одна попытка их разобщить».
Однако индивидуализация – это не про разобщение, а, скорее, про создание индивидуальной образовательной среды для каждого ребенка. В профессиональном тьюторском стандарте есть такое определение:
Индивидуализация – процесс развития и самореализации человека в качестве субъекта собственной жизни и деятельности; характеризуется накоплением опыта, развитием инициативности, самостоятельности, осознанности, свободы и ответственности личности.
Например, ребенок с ОВЗ одарен музыкально, но живет в дальней деревне, где нет учителя музыки и соседи могут обучить игре только на гармошке. А мальчик мечтает играть на скрипке и обладает исключительным слухом, вот только скрипку он никогда не видел вживую. Значит, нужен человек, который может поддержать его интерес: найдет музыкальные интернет-магазины, благотворительные фонды, где может обнаружиться учитель для молодого дарования.
Или другой пример: ребенок не пропускает ни одного футбольного матча в телеэфире и хочет заниматься именно этим видом спорта, несмотря на то, что… передвигается на коляске. Тьютору предстоит сказочная задача найти ему «то, чего не может быть», то есть секцию футбола на колясках. И она, представьте себе, находится!
Указатели на пути к мечте
Тьютор «лепит» образовательную среду для каждого ученика с ОВЗ индивидуально. Но как же тогда быть с ЕГЭ? Конечно, считает Татьяна Ковалева, когда школа только тем и занимается, что с первого класса натаскивает на ЕГЭ, то никакой индивидуализации не будет. Однако от особенного ребенка, который обучается в инклюзивном пространстве, скорее всего, не требуется ни сдача ЕГЭ, ни поступление в МГУ. И в этом случае тьютору даже легче раздвинуть рамки зоны комфорта, отправиться в творческий поиск, чтобы найти то, что интересно конкретному ребенку.
Вот пример. Юноша, с отличием закончивший школу, собирался поступать в МГИМО, но несчастный случай и почти полная потеря зрения преградили путь к мечте. В Ассоциацию тьюторов обратились отчаявшиеся родители: «Мальчик считает, что жизнь закончилась, мы боимся суицида, не можем выйти из дома… Помогите ему обрести веру в будущее!» Над парнем взяла шефство девушка-тьютор. Она на разных примерах показывала ему, что жизнь незрячих также может быть активна и прекрасна, обращалась к известным людям − Диане Гурцкой и Олегу Смолину, искала вузы, куда принимают и после потери зрения. Постепенно парень стал оттаивать, заинтересовался психологией, а через некоторое время успешно поступил на биофак МГУ. Сейчас он уже студент второго курса.
Но мало только нащупать интерес ребенка, важно еще и удержать его так, чтобы этот интерес вплетался в канву обучения. Вполне возможно, что он станет поворотной стрелочкой к будущей профессии. Если у мальчика с ОВЗ обнаружились склонности к технике, информатике, то в помощь тьютору множество навигационных сайтов, кружки, преподаватели, олимпиады и квесты.
А может быть, девочку с ограничением слуха увлекает цветоводство, она любит плести венки и ухаживать за комнатными растениями? Отчего бы не сориентировать ее на обучение экодизайну и не выстроить ее образовательную траекторию, сделав акцент на ИЗО, МХК и биологию?
Разница между учителем и тьютором в том, что учитель формирует мышление, а тьютор раскручивает интересы, сопровождает их, обеспечивает ресурсами. Иными словами, это процесс поддержки и развития субъективности, то есть личных ценностей, склонностей, возможностей ученика.
В широком смысле мы все в чем-то разные, а значит, особенные. Вспомните детские сады и школы прошлого, когда воспитатели говорили ребенку: «Иванов, почему вся группа оделась, а ты не можешь до сих пор зашнуровать ботинки?» В школе ХХI века Иванов имеет право сколько угодно шнуровать ботинки. А кто может, тот пусть лепит снеговиков.
Бег рядом с марафонцем
Итак, мы поняли, что тьютор выявляет и сопровождает интерес ученика.
В школу, где я была тьютором у ребенка с РАС, как-то пришла учитель биологии и сказала: «Мне не нужен такой ученик, он будет мешать», – вспоминает Инна Карпенкова, психолог, тьютор со стажем и автор книги «Тьютор в инклюзивной школе. – Я набралась смелости и сказала: «Хорошо, мы не пойдем к вам на урок, будем учиться отдельно и сдавать вам контрольные». И я занималась с моим подопечным индивидуально. Через какое-то время добавилась информатика, которую вела та же учитель. На уроки мальчика все же допустили и он блестяще разобрался в программировании, а остальные дети ничего не поняли. Через какое-то время он стал лучшим в классе по этому предмету.
Помните один из выпусков «Ералаша», где маленький мальчик помогал старшему другу пробежать марафон? Он бежал рядом, подбадривал, подгонял, давал выпить воды. И в конце концов сам опередил его на финише. Вот тьютор – это такой «помощник марафонца», которому тяжело бежать. Ведь для ребенка с ОВЗ учеба – это как раз такой сложный марафон. Ты организуешь и сопровождаешь процесс бега и непременно поджидаешь своего подопечного на финише.
Инна Карпенкова рекомендует будущим тьюторам обязательно держать связь с родителями, поскольку семья – это первая образовательная среда и первый ресурс для выявления интересов школьника.
Однако стоит помнить, что родители иногда сами находятся в состоянии травмы и не готовы принять, что их ребенок не сможет потянуть школьную программу и стать таким, как все. И они тоже ждут поддержки от тьютора, который должен предложить им вполне реальное будущее для их ребенка. Пусть даже вариантов для социализации у детей с ОВЗ немного – все равно нужно прорисовать эскизы этого будущего и проработать их вместе с дефектологом, психологом, педагогом. И нелишне самому знать азы дефектологии, психологии, педагогики.
Тьютор не исправляет, а развивает и поддерживает
Тьютор − это специалист, который видит даже в неярких индивидуальных особенностях ребенка его возможное будущее и развивает их, а не пытается подтянуть ребенка до уровня нормотипичных детей.
Допустим, Петя, мальчик с ограниченными возможностями движения, не выговаривает букву «Р», но красиво грассирует, как настоящий француз. Дефектолог пытается избавить его от этого «недостатка». А не лучше ли будет попытаться обучить ребенка французскому языку, посоветовавшись, конечно, с родителями?
Или выясняется, что Лева любит разглядывать цветные стеклышки. Опытный тьютор попытается ненавязчиво научить ребенка счету с их помощью, и возможно, в будущем этот ребенок станет стеклодувом, а о логарифмах и дробях никогда не узнает, да они ему и не пригодятся.
Тьютор формирует и ведет портфолио ребенка с ОВЗ
Тьютор все попытки и робкие успехи ребенка с ОВЗ обязательно заносит в его портфолио, обсуждает эти успехи со всеми, кто вовлечен в его обучение. Даже если это первое «Здравствуйте, Мария Ивановна» (ведь до этого ребенок не разговаривал вообще) или праздничная открытка, пусть и кособокая, зато изготовленная с огромным желанием и старанием сделать красивую поделку своими руками!
Где найти тьютора
Согласно ФЗ «Об образовании», если школа считает необходимым тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ, то она обязана его предоставить. Его может рекомендовать и психолого-медико-педагогическая комиссия. Другое дело – где его взять?
В соцсетях есть страницы тьюторских сообществ, где специалисты ищут работу. На выручку могут прийти студенты старших курсов педагогических вузов, которым нужна практика. Студенты могут работать на волонтерских началах.
Привлечение к тьюторской деятельности родителей ученика психологи считают неэффективным, поскольку ребенок в присутствии близких хуже адаптируется к новым для него условиям и людям, но в крайнем случае и этот вариант имеет право на существование, если родители имеют профильное образование.
Тьютор − посредник между особенным ребенком и миром
В повести «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха молодая чайка Джонатан экспериментировал с полетами, хотя остальные чайки над ним смеялись: зачем, ведь мы летаем только для того, чтобы добывать пищу? Но Джонатан любил летать и был горд тем, что установил собственный рекорд скорости среди чаек. Ребенок с ОВЗ тоже ставит свои маленькие личные рекорды. Чтобы он почувствовал такую же радость полета, рядом нужен посредник между ним и остальным миром, помогающий ему взлететь.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.