В прошлом номере журнала мы поместили статью по теме разрушения фундаментов зданий. Этот материал был бы неполным без особого уточнения о демонтаже целых сооружений, находящихся под землей. Хотя в целом при их разрушении часто используются те же методы и оборудование, что и при демонтаже фундаментов, в этой работе все же есть своя специфика, о которой стоит рассказать.
Подземные сооружения, как и любые другие, имеют свой срок службы, по истечении которого их дальнейшая эксплуатация становится опасной. Рано или поздно приходит время их демонтажа. Однако прежде, чем перейти к разговору о том, как именно он выполняется, приведем краткую классификацию подземных сооружений по их назначению и форме — ведь нередко от этих характеристик, а также от места расположения таких объектов зависит способ их демонтажа.
По своему назначению объекты, находящиеся под землей, принято разделять на транспортные (пешеходные, автотранспортные и железнодорожные тоннели, метрополитены, автостоянки и т.д.), промышленные (корпуса первичного дробления руды, скиповые ямы доменных цехов, подземные части бункерных эстакад, установок грануляции шлаков, непрерывной разливки стали и проч.), энергетические (подземные комплексы ГЭС, ГАЭС и АЭС, шинные и кабельные тоннели и шахты, энергетические водоводы, низовые бассейны ГАЭС и проч.), разного рода хранилища (для нефти, газа, вредных и радиоактивных отходов, а также холодильники), общественные (предприятия коммунально-бытового обслуживания, торговли и общественного питания, складские, спортивные и зрелищные сооружения и т.д.), инженерные (тоннели и коллекторы тепло-, газо-, электросетей и водопровода, бензопроводы между автозаправочными станциями, очистные, перекачные и водозаборные сооружения и т.д.), специального и научного назначения (ускорители заряженных частиц, тоннели для аэродинамических испытаний, подземные заводы, оборонные объекты, сооружения гражданской обороны и прочие).
По своему назначению объекты, находящиеся под землей, принято разделять на транспортные (пешеходные, автотранспортные и железнодорожные тоннели, метрополитены, автостоянки и т.д.), промышленные (корпуса первичного дробления руды, скиповые ямы доменных цехов, подземные части бункерных эстакад, установок грануляции шлаков, непрерывной разливки стали и проч.), энергетические (подземные комплексы ГЭС, ГАЭС и АЭС, шинные и кабельные тоннели и шахты, энергетические водоводы, низовые бассейны ГАЭС и проч.), разного рода хранилища (для нефти, газа, вредных и радиоактивных отходов, а также холодильники), общественные (предприятия коммунально-бытового обслуживания, торговли и общественного питания, складские, спортивные и зрелищные сооружения и т.д.), инженерные (тоннели и коллекторы тепло-, газо-, электросетей и водопровода, бензопроводы между автозаправочными станциями, очистные, перекачные и водозаборные сооружения и т.д.), специального и научного назначения (ускорители заряженных частиц, тоннели для аэродинамических испытаний, подземные заводы, оборонные объекты, сооружения гражданской обороны и прочие).
Вне зависимости от формы подземного сооружения его демонтаж представляет собой довольно сложную задачу уже потому, что требует наличия персонала с довольно узкой специализацией, специфичной техники и оборудования и строжайшего соблюдения норм безопасности при подобных работах. При демонтаже подземных сооружений как нигде велик риск обрушения, работать приходится в стесненных условиях среди большого количества пыли. Сравнительно простыми для демонтажа являются сооружения, построенные с уровня земли — например, подземные переходы. Одна из распространенных причин их сноса — периодическое затопление водой. В этом случае вода сперва откачивается, а затем с помощью бульдозеров, экскаваторов, оснащенных как ковшами, так и гидромолотами, а также подъемной техники осуществляется демонтаж. После этого с помощью самосвалов и фронтальных погрузчиков производится обратная засыпка — а нередко устанавливается и опорная стена для укрепления грунта.