Прочитал анекдот.
Разговор за вечерним чаем:
- Дорогой, по горизонтали – окрестности Москвы, 6 букв?
- Пиши: «Россия».
Шутка? Но в каждой шутке, есть только доля шутки, а всё остальное – правда. Сермяжная правда, то есть неприукрашенная, глубокая истина. Так народный фольклор реагирует на те процессы, которые сегодня происходят в стране.
Попробуем и мы поразмышлять на тему этой народной мудрости.
Действительно, если задуматься, и оценить, что есть сегодня в медиапространстве с точки зрения новостей, то России как страны как будто и не существует. Везде сплошняком Москва: столичные новости о том, что какое-то новое заведение открыто; из федеральных органов власти о какой-нибудь новой инициативе по налогам и «поддержке» малого бизнеса, из Госдумы или Совета Федерации об очередном законопроекте, который направлен исключительно на «улучшение» жизни граждан, типа пенсионной реформы или оптимизации здравоохранения.
В «имперском» сознании многих российских граждан Москва справедливо воспринимается не просто как столица государства, но и место, где должен задаваться ритм всей стране, где должна вырабатываться стратегия развития общего социума. Москва – центр, но Россия – это страна с самой большой территорией в мире, это страна регионов. А значит, от того, как будет развиваться именно провинциальное пространство и зависит будущее всей нации.
Сегодня получается, что Москва отделена от всей России «Садовым кольцом». Она тянет одеяло на себя, превращая всю страну в сплошную, беспробудную и неперспективную периферию.
Центр остаётся «пупом земли», а регионы как бы оказываются и не нужны. Глубинная Россия вне пространства и времени.
Раньше столица СССР выступала как символ объединения страны под единым началом с властью в Кремле. А сейчас что, каков символ столичности? Тот, что практически все мало-мальски финансовые ресурсы стянуты в Москву? С каждым годом столица жиреет и расширяется в своих границах. С неформальным лозунгом доставить метро до каждой подмосковной деревни. С одновременным скукоживанием провинции. Разве что если метро от Москвы до Владивостока доведут? Фискальные законы обирают регионы «до нитки», а потом с барского плеча что-то отправляют в виде трансфертов обратно. При этом еще и посмотрят, достаточно ли лояльны центру те или иные региональные власти, и не слишком ли строптиво население, чтобы им отправить очередную подачку. Могут в нарушение всяких законов, этот финансовый ручеек и перекрыть.
Основные олигархи, окормлённые российской властью, наездом бывают именно в столице и тусуются в Москве на всевозможных форумах и совещаниях. Обещают новые инвестиции и глобальные проекты. Зарабатывают на всей России, а проживают, как правило, вне границ российского государства. Так же и денежки свои в оффшорах держат. Подальше от того места, где они зарабатываются. То есть страна как территория нужна Москве как место извлечения прибыли для личных нужд конкретных людей, как бизнес-проект отдельных коммерческих структур, находящихся практически вне юрисдикции государства и нужд основной части населения.
Москва стягивает на себя всё население страны, вынуждая последних бросить свой кров в регионе и податься на заработки в столицу. А что делать, если в глубокой провинции стОящей работы просто нет. А порой и вообще НИКАКОЙ нет. И тут, в столичном городе, перебиваться «с хлеб на квас», снимать угол в чужом доме, или схватить квартиру под ипотеку в Подмосковье, а потом часами добираться в Москву до места работы.
Если бы Москва делилась по разумному с регионами, создавала рабочие места и сносные условия для проживания, особенно в сельской местности, то сотни тысяч граждан не стали бы бросать свой отчий дом, свою малую Родину, и мчаться за тридевять земель. А значит, не пустела бы, и ни зарастала бы бурьяном земля, рождались бы новые дети, открывались бы новые производства.
Но пока вся политика в государстве с федеральным устройством поставлена с ног на голову. И внутренняя миграция – это не естественная мобильность населения, которое двигается с точки зрения поиска новых возможностей. Это движение в один конец как последний и отчаянный бросок в Москву за пропитанием и выживанием своим и своих близких.
Уже сейчас в Москве только по официальным данным проживает более 12,5 миллионов человек, а по неофициальным – гораздо больше. В Подмосковье – почти 7,6 миллиона. Если брать Москву, то это почти 10% населения страны. А сравним столичный бюджет, и бюджет какого-нибудь поселкового образования и даже областного центра на душу населения? У нас статистика и чиновники любят вести подсчёт по средним цифрам, как средняя температура по больнице. У одного доход 1 миллион $, а у другого – 10 тысяч рублей.
Если брать столичный регион в целом, то в нём сегодня проживает каждый 7 житель страны! Разве это нормально для такой большой страны как Россия? А потом льются «крокодиловы слёзы», что резко уменьшается численность населения на СеверАх или на Дальнем Востоке. А как оно может не уменьшаться при такой политике «выжженной земли»?
В СССР был другой перекос: развивали союзные республики, окраины, приграничные территории в ущерб коренной России. Республики получили самостоятельность, ушли с «наваром» для собственного развития. А Нечерноземье и другие территории самой России оказались заброшенными и забытыми. В самостийных же государствах на постсоветском пространстве у большинства стран даже после такого неравноценного развода, всё равно существует куча проблем. Поэтому такая тяга населения этих государств отправиться на заработки к прежнему донору.
И в Москве оказывается «вся Азия». По официальным данным Росстата в столице сейчас около 2,5 миллиона человек. По неофициальным – вдвое больше. Если брать мнения экспертов, то в Москве и Подмосковье вместе взятыми более 20% проживающих – это внешние мигранты, так как не учитываются нелегальные гастарбайтеры! Где официальные сводки МВД по РЕАЛЬНОМУ соотношению коренных и приезжих?
И рождаемость в Москве самая высокая в стране – почти 6 %. Но за счёт кого и чего это происходит? А остальная Россия вымирает! Нищие регионы и не нужны Москве. Она как бы мысленно надеется, что они куда «испарятся». Провинция со своими «нищебродами» является тягостным бременем для богатой Москвы и федеральной власти. Вот кто-то другой бы их забрал на содержание. Именно поэтому, наверное, постоянно вспыхивает вопрос о возможной передаче Курильских островов Японии. В надежде, что более состоятельный сосед заберет эти территории вместе с бедным населением?
Москвичи, кто имеет такие возможности, сдают свои квартиры приезжим, и живут как ростовщики. А что и в самой Москве работы то особо привлекательной становится всё меньше, а для пенсионеров – её практически нет. Другие сдают своё жильё и на вырученные средства проживают значительную часть года за границей: на Гоа, в Таиланде и пр. экзотических и менее экзотических странах.
Истинная Россия чужда Москве сегодня и живёт с ней как бы в параллельных мирах. Люди из провинции чувствуют подвох: многие их территории, на которых они еще проживают, нужны лишь для выкачивания природных ресурсов. Они же потом идут на покупку 5-6-уровневых квартир для современной знати, да для отправки денег за кордон для поддержки «внешней экономики», не связанной с внутренней жизнью и национальным бюджетом.
Москва, мягко говоря, не шибко развивая отечественной авиастроение, тем не менее затащила основную часть пассажиропотока на себя. Попробуйте добраться из какого-нибудь регионального центра в другую точку страны, минуя столицу? А если даже и повезёт, то мало кто из желающих сможет себе позволить такое удовольствие, увидев цену на билеты.
Жители Москвы сами страдают от своей столичности. Едет вся Россия от безденежья, практически большинство Средней Азии и Закавказья. Не только облик, но и душа Москвы становится другой: неживой и чужой (из-за многочисленных строек-высоток в виде «каменных мешков» и асфальтирования всего и вся). Не только в Сибири и на Дальней Востоке, но даже в близлежащих к Москве областях срединной России такую шикарную и праздную жизнь правящей группы, находящейся в столице, понять и принять не могут.
Опыт европейских соседей показывает, что столица должна не злоупотреблять своим положением, а щедро делиться ресурсами с регионами. Только в этом случае можно говорить о гармоничном развитии государства. Вот, например, столица Чешской республики – Прага. В 2000 году – 1,1 миллиона человек, сейчас – 1,3 миллиона. Столица Германии – Берлин. В 2000 году – 3,3 миллиона, сейчас – 3,6 миллиона человек. Даже в Париже в настоящее время проживает 2,2 миллиона человек. И даже если брать всю городскую пригородную агломерацию – 12 миллионов. Сравните, как говорится эти цифры.
Если столица не тянет на себя лоскутное одеяло страны, а даёт развиваться провинции, то в этом случае, она действительно выполняет главные функции центрального города страны по его совместному развитию и проживанию на равных условиях, как это и записано в Основном законе страны.
Пока же мы видим столичный блеск, и нищету провинциального социума, что явно говорит о серьезной управленческой болезни нашего государственного устройства и перекособоченности всей общественной жизни. И с этим рано или поздно что-то придется делать. Лучше, чтобы прозрение у элит наступило как можно раньше, пока провинция совсем не захирела, и не пришла со своей костлявой протянутой рукой к подступам Москвы. В этом случае держать осаду столице будет трудно. Практически невозможно…
Подписывайтесь на канал, оставляйте свои комментарии и идеи.
Это позволит более системно готовить новые материалы с учетом вашего мнения и стараться двигаться в созидательном русле.