Найти тему
News Today

В России отключают всемирный интернет?

Действует российский закон о «суверенном Интернете» - мера, которая, как ожидается, в конечном итоге позволит правительству отслеживать электронные информационные потоки в режиме реального времени, ограничивать доступ к контенту, который он считает «опасным», и изолировать Рунет в качестве защиты от иностранной кибератаки.  Вот что вам нужно знать о новой мере и меняющейся интернет-среде в России.

Что означает закон и почему он был принят?

Закон «о суверенном Интернете» предусматривает установку специального оборудования и программного обеспечения для отслеживания в тысячах ключевых интернет-точек в России, которые будут отправлять данные в центральный центр мониторинга, который будет иметь полномочия и полномочия для перенаправления информации, которую правительство считает необходимой для представления данных.  Угроза государству, а также изоляция так называемого Рунета от остальной части Всемирной паутины в случае иностранной кибератаки.

За исполнением закона будет следить Федеральное агентство связи Роскомнадзор.

Агентство будет искать «угрозы целостности» российского интернета, которые угрожают соединениям между пользователями, «угрозы надежности» российского интернета, которые могут подорвать работу серверов или другого оборудования, и «угрозы безопасности», включая попытки взломать оборудование провайдера или провести «дестабилизацию внешней или внутренней информационной деятельности в Интернете».

Теоретически, по крайней мере, новое средство центрального мониторинга сможет анализировать потоки интернет-трафика в режиме реального времени и блокировать или перенаправлять определенные информационные пакеты - например, канал социальных сетей или видео на YouTube - с помощью процесса, называемого «глубоким».  -пакет инспекции "или DPI.

Авторы законодательства заявили, что оно было создано в ответ на то, что они назвали «агрессивным характером» стратегии кибербезопасности США, принятой в сентябре 2018 года. Согласно заявлению Белого дома в то время, стратегия направлена на «выявление, противодействие», нарушать, ухудшать и сдерживать поведение в киберпространстве, которое дестабилизирует наши национальные интересы и противоречит им, сохраняя при этом превосходство Америки в киберпространстве и через него ».

-2

Президент России Владимир Путин заявил, что закон нужен для того, чтобы российский Интернет мог функционировать, если Соединенные Штаты попытаются ограничить доступ России к глобальной сети.

Многие аналитики и активисты гражданского общества заявляют, что реальное намерение закона - дать возможность государству подавить политическое инакомыслие.

Заместитель директора Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии Рэйчел Денбер предупредила, что «закон допускает колоссальное, внесудебное блокирование речи и информации без прозрачности, надлежащего судебного разрешения или значимого надзора».

«Этот закон не касается иностранных угроз или запрета Facebook и Google, что Россия уже может сделать на законных основаниях», - заявил Bloomberg российский аналитик по безопасности и автор книги «Красная сеть: война Кремля в Интернете» Андрей Солдатов. «Речь идет о возможности перекрыть определенные виды трафика в определенных районах во время гражданских беспорядков».

Российское правительство, похоже, уже движется в этом направлении. Во время несанкционированных выборов в Москве 27 июля и 3 августа демонстранты и журналисты сообщали о трудностях с доступом в Интернет через свои мобильные устройства. Михаил Климаев, директор активистской группы Общества защиты Интернета, заявил Радио Свобода, что его мониторинг использования Интернета в центре Москвы 3 августа «указывает на то, что доступ отключен», и что его источники сообщили ему, что провайдер телекоммуникаций «Вымпелком» ограничил доступ по запросу Федеральной службы безопасности (ФСБ).

Новый закон может позволить правительству продолжать эту практику более целенаправленно, не информируя интернет-провайдеров.

Когда теперь закон вступит в силу?

Для обычных российских интернет-пользователей не так много изменится сразу. Сам закон гласит, что соблюдение некоторых его положений начинается в 2021 году.

«После того, как закон был принят, стало ясно, что им также необходимо принять более 30 нормативных актов для его реализации», - заявил Радио Свобода аналитик группы защиты свободы интернета Александр Исавнин. «Некоторые из них уже были приняты, но они были довольно смутно написаны… Другие, которые находились в процессе подготовки, были отклонены по чисто бюрократическим причинам».

«Закон вступит в силу не с 1 ноября», - заключил он, и многие из его последствий будут зависеть от точной формулировки нормативных актов.

В долгосрочной перспективе российские интернет-пользователи могут ожидать более высоких затрат, более медленных скоростей доступа и меньшего количества вариантов провайдера.

-3

В России, отметил Исавнин, насчитывается около 8000 зарегистрированных интернет-провайдеров, около 5000 из которых работают в любой момент времени.

«Конечно, эта ситуация не радует тех в правительстве, кто любит тотальный контроль, кто любит быть ответственным», - сказал он. «Намного сложнее контролировать 5 000 провайдеров, чем двух, трех, четырех - или одного, как в Сирии».

Интернет-провайдеры предупреждают, что данный закон приведет к увеличению затрат и снижению качества услуг.

«Российским операторам придется тратить гораздо больше средств на обеспечение доступа к Интернету, чем другим операторам», - сказал Исавнин. «И все это необходимо для того, чтобы так или иначе ограничить доступ граждан России к информации. Это не просто цензура, а цензура, за которую должны платить сами россияне. Это самая печальная часть».

По оценкам правительства, окончательная стоимость законодательства составляет от 20 до 30 миллиардов рублей (от 313 до 470 миллионов долларов).

Роскомнадзор объявил в конце сентября, что он начнет проводить испытания новой системы в Уральском федеральном округе в течение оставшейся части 2019 года. Активисты и аналитики будут следить за регионом, чтобы увидеть, есть ли заметное снижение скорости доступа или надежности Интернета.

Создает ли Россия что-то вроде Великого межсетевого экрана Китая?

В июне 2010 года тогдашний президент России Дмитрий Медведев посетил штаб-квартиру Twitter в Силиконовой долине, став первым главой государства, сделавшим это. Он торжественно открыл свой аккаунт в Твиттере во время поездки и сделал свой первый официальный пост.

Во время той же поездки в США Медведев также не отказался от Google, Cisco Systems и Apple. «Россия пытается стать открытой страной», - сказал он в своей речи в Стэнфордском университете, которую он прочел на своем Apple iPad.

Этот визит был, возможно, символическим достижением стремления России присоединиться к мировому технологическому сообществу. В 2009 году американская неправительственная организация Freedom House оценила Россию № 49 по ее индексу свободы в интернете. Когда Медведев вернул президентство Путину в 2012 году, этот рейтинг упал до № 52. С тех пор понижательная траектория продолжается с тех пор, как Россия заняла 67-е место из 100 стран в рейтинге в 2018 году, на два места ниже Судан и впереди только Объединенные Арабские Эмираты.

В течение этих лет российское правительство приняло многочисленные меры, которые, по словам активистов, были явно направлены на ограничение свободы Интернета. В 2017 году Москва ограничила использование виртуальных частных сетей или VPN. В том же году он ввел политику определения средств массовой информации, получающих иностранное финансирование, в качестве «иностранных агентов». В следующем году был принят закон, требующий, чтобы платформы социальных сетей связывали учетные записи пользователей с телефонным номером, ограничивая анонимность в Интернете.

В том же году вступил в силу так называемый закон Яровой, который обязывал телекоммуникационные компании хранить все пользовательские данные в течение шести месяцев и предоставлять ФСБ неограниченный доступ к ним. Правительство также пытается блокировать популярное приложение для обмена сообщениями Telegram уже более года, потому что оно отказалось предоставить свои ключи шифрования ФСБ.

В то же время правительство преследовало сотни людей за публикации в Интернете и другие действия в Интернете, которые считаются «экстремистскими» или «оскорбительными». В начале этого года в России был принят противоречивый закон о наложении штрафов за использование электронных средств массовой информации для выражения «неуважения» к чиновникам, обществу или государственным символам.

Некоторые комментаторы выражают опасение, что Россия пытается подражать пресловутому Большому брандмауэру Китая, который стал огромным, хотя и не неприступным, барьером, изолирующим китайский Интернет от частей глобального Интернета, которые не нравятся Пекину.

Исавнин из Роскомсвободы говорит, что это невозможно по нескольким причинам. Во-первых, в Китае есть достаточно большой внутренний рынок для самостоятельного производства и потребления интернет-продуктов. Он уже разработал относительно популярные и успешные китайские аналоги Google, Facebook и других популярных мировых сайтов.

Кроме того, Пекин с самого начала контролировал развитие Интернета в Китае, тогда как в России Интернет развивался в основном в соответствии с принципами свободного рынка в течение многих лет, прежде чем правительство сосредоточило на нем свое внимание.

В результате Китай установил контроль «между Китаем, и не Китаем», сказал Исавнин.

«Российский закон о суверенном Интернете и блокировании, который произойдет, будет работать внутри страны, в том числе между провайдерами», - добавил он. «Китайское правительство ограничивает доступ своих граждан к иностранной информации, но оно не мешает тому, что происходит внутри страны. Они не разрушают инфраструктуру или рынок внутри страны».

Более подходящее сравнение для России с Ираном, добавил Исавнин.

«Telegram блокируется в Иране немного эффективнее, чем в России, но он все еще используется», - сказал он. «Твиттер заблокирован в Иране, и трудно использовать VPN, но там все еще активно используется Твиттер. Иран - своего рода цель, к которой, возможно, стремится наше правительство. Но, как мы видим из недавнего опыта, этого не было полностью успешным в этом отношении ".

Означает ли новый закон конец свободы Интернета в России?

Все зависит от того, как будет выполняться закон и насколько настойчиво будет правительство, сказал Исавнин.

Он добавил, что два основных фактора противодействуют усилиям правительства по установлению контроля над доступом к информации: коррупция и сложность самого Интернета.

«Наша самая большая надежда - на коррупцию, - сказал он Радио« Свободная Европа / Радио Свобода », заявив, что это возможно», что закон будет использован для кражи денег, выделенных на оборудование и создание нового средства управления Интернетом, но в действительности ничего не будет работать. … Мы надеемся, что они потратят деньги и успокоятся ».

«Закрытие российского интернета произойдет только тогда, когда он будет полностью закрыт», - добавил Исавнин. «Им придется полностью запретить его, но они не смогут этого сделать. Сейчас они хвастаются различными государственными службами, к которым уже трудно получить доступ без интернета. Наши бюрократы используют его. Правительство вряд ли решит, чтобы закрыть его полностью. "