С 2007 по 2012 г. у меня была своя консалтинговая компания. На базе Центра шли курсы для бухгалтеров, кадровиков и руководителей. Я предлагала: обучение, Assessment Center, аудит, разработку системы оплаты труда, бережливое производство.
Такую разноплановость могу объяснить желанием помогать клиентам, решать актуальные вопросы бизнеса. А это в моменте были совершенно разные задачи.
Обычно я действовала так: снимала запрос, согласовала с заказчиком задачу, если могла закрыть вопрос своими силами, закрывала. Если нет, находила экспертов, способных это сделать.
Так у меня появилась сеть деловых связей почти во всех городах РФ (Москве, СПБ, Оренбурге, Новосибирске, Омске, Кемерово и др), в Израиле и Германии.
Сейчас я думаю, что именно такой подход позволил мне не только закрепиться на рынке, но и вполне успешно развивать компанию 5 лет.
И, как всегда бывает без своевременного пополнения себя ресурсами (знаний по ведению бизнеса, физических и эмоциональных сил), наступил естественный спад. Потребовалась реорганизация бизнеса, изменение технологий, смена стратегии. В одиночку я не смогла это двигать дальше. Поэтому приняла кардинальное решение. Закрыла компанию и переехала в Москву за новыми возможностями.
Сегодня мне захотелось поделиться с вами выводами, к которым я пришла за время развития своего бизнеса и преодоления кризиса 2008 г:
- Деньги не дают опоры.
Они приходят и уходят. Всегда рискуешь потерять всё, вне зависимости от их количества.
Остаешься только сам у себя со своими знаниями и способностями решать проблемы.
- Когда много крупных проектов, то и партнеров больше. Когда снижается поток заказов, чаще остаешься один. Друзей среди клиентов и партнёров нет. Есть выгодные и невыгодные контракты.
- Без поддержки и понимания близких трудно. Этот пункт был моим «слабым звеном». Но, если вы ведёте свой бизнес, найдите близких по духу вам людей. Этим надо пользоваться.
- Важно научиться быть гибким в управлении деньгами. Надо уметь легко чувствовать себя в бутиках и так же легко жить на 100 рублей в день (и такой был у меня период), спокойно снижая свои потребности.
- Самый важный пункт в моём списке! В самые тяжкие периоды надо искать проекты, интересные самому. Не деньги. А именно проекты. И под них уже искать возможности реализации (деньги, людей, время).
Ps: на заставке к статье фото логотипа моей компании - Центр бизнес решений “STAFF”, 2007-2012 г.