В нашей поликлинике терапевтом служит иерей. Вот так заходишь на прием , грешно удрученный мыслями о соплях и болячке на губе, а то и где похуже - а там, в полном облачении и курчавой окладистой бороде, он - батюшка.
Пациент в смятении - знак? галлюцинации? шутка? - Ни то, ни другое, ни третье, дочь моя. Раздевайтесь. На что жалуетесь?
А доктор хороший. Профи. Давно уж мог быть и зав.поликлиникой, и глав.врачом, да и ..., Предлагали отцу Михаилу, и не раз.
Но с условием - рясу снять! Не место религиозной атрибутике в храме медицинской, да и любой другой, науки.
А он в ответ на все карьерные предложения взял и в духовную семинарию поступил, на заочку. И дальше врачует, белый халат поверх рясы накинув.
И начальство больничное его больше не беспокоит, рукой махнуло, потому как доктор то он от Бога.
Так вышло, что закончил будущий иерей, отец Михаил мед, женился, на верующей, практиковал, а как пришел к вере - не смог разделить в себе ипостаси - а можно и по другому сказать - две ипостаси совместить смог.
Говорят, когда судили профессора медицины, архиепископа Луку (Войно-Ясененцкого, чекист Петерс спросил:
— Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете? Отец Валентин ответил:
— Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей вы, гражданин общественный обвинитель?
Следующий вопрос:
— Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы его видели, своего Бога?
— Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил.
К вере у каждого свой путь, и большой гносеологический вопрос, играет ли какую то роль на этом пути уровень образования и интеллекта.
малое знание уводит человека от Бога, а большое, наоборот, приводит к Нему
- говаривал философствующий ученый Фрэнсис Бэкон. И вряд ли представлялось ему как чудовищно преумножатся человеческие знания, спустя полтысячи лет, после рождения им этой неоднозначной сентенции, и как мало утешения дадут эти знания людям.
Врач же, да любой человек, в силу профессии душою соприкасающийся со страданиями, практически рефлекторно уворачивается от перманентной боли - кто то прячется в ракушку черного юмора и цинизма, кому то проще пропускать через себя не внимая, а иные погружаются в веру.
Но если врач-священник урегулировал аспекты своего мировоззрения и пришел к морально-нравственному равновесию в личной ойкумене,
то неискушенному в теологии пациенту-прихожанину трудно удержаться от трансцендентных сомнений - а насколько этично и допустимо в 21-м веке принимать пациентов в рясе врачу - default rule апологету науки?
В больницу и церковь людей ведут разные дороги. Следует ли уважать в стенах учреждения здравоохранения чувства атеистов, агностиков, фидеистов, баптистов и членов прочих конфессий?
Вопросы не праздные, но мало кто решится откровенно на них ответить, из боязни не правильно быть понятым или ненароком кого то задеть и быть съеденным заживо.
Тепло отношусь к отцу Михаилу, и знаю, он прекрасный человек. Но, посмотрим правде в глаза - врач должен быть в белом. В белом халате, и никак иначе.
Если плоть стала существовать из-за духа, это – чудо. Если же дух из-за тела, это – чудо из чудес. Евангелие Фом. 29