Спойлер: единственно верного ответа мы вам не дадим, так что решение – включать в письмо слова благодарности заранее или нет – останется за вами. И да, спасибо, что читаете нас (благодарить так точно можно).
Ольга Северская, кандидат филологических наук и журналист «Эха Москвы», в своей книге «Эффективная бизнес-коммуникация. “Волшебные таблетки” для деловых людей» привела пример...
Добрый день! Скажите, где завтра будет проходить зачёт. Спасибо!
... и прокомментировала его так: «Вы ещё не ответили на это письмо, а вам уже заранее сказали спасибо. Вот кстати написать Заранее благодарна (но не в этом случае) уместно, а вот спасибо, да ещё и одиночное, то есть спасибо за что? – неуместно. Однако все больше и больше приходит подобных писем.
Ранее на портале «Грамота.ру» лингвист также отвечала на подобный вопрос: «Заранее благодарить деловой этикет не рекомендует, поскольку это явное давление на адресата. Но если очень нужно подтолкнуть адресата к желаемым действиям, то так написать можно. При этом нужно сознавать, что адресат воспримет эту благодарность как давление».
После чего на форуме портала началось обсуждение темы. Тех, кто благодарит заранее, – абсолютное большинство. Вот несколько аргументов:
- «Вежливость вежливостью, а подгонять оппонентов надо. А иначе они опять на следующий год перенесут».
- «Может, это не слишком деликатно, но зато ясно дает понять, что ответ нужен, причем нужен очень срочно».
- «Я и сама так порой пишу: "Заранее признательна за оперативный ответ". Причем заведомо подгоняя адресата, чтобы получить от него этот самый оперативный ответ. Невозможно же написать: "Жду ответа немедленно". А ответ иногда нужен именно немедленно».
Мы с коллегами обсудили этот вопрос. Оказалось, в редакции Тотального диктанта тоже немало настойчивых:
Александра Евтушенко, контент-менеджер: Когда прошу кого-то об услуге, всегда пишу «Заранее благодарна». Считаю, что отвечать на двухметровый фидбек собеседника коротким спасибо не совсем прилично.
Екатерина Тупицына, координатор российских площадок, SMM: Заранее благодарю только тех, с кем я уже работала, потому что знаю – мне точно пришлют выполненное задание.
Анастасия Бычкова, координатор московских площадок: Фразой «Заранее благодарю» я как бы побуждаю человека к сотрудничеству. Не знаю, работает ли этот психологический ход, но на моей практике хуже от этой фразы не становилось.
А как поступаете вы? Благодарите заранее или оставляете «спасибо» на потом? Делитесь мнениями в комментариях!
Автор: Анастасия Бычкова
Материалы защищены авторским правом. При цитировании обязательны ссылка на источник (канал #всемдиктант на Яндекс.Дзене) и указание автора публикации.