Найти тему
Грузия и Грузины

Как грузины очистили Одессу от бандитов и "Япончика"

Историк Вано Сулори рассказывает об отряде грузин из 100 человек, которые защищали Одессу от бандитов в начале XX века

В первой четверти двадцатого века, в 1917-1920 годы, важнейший порт Украины на Черном море, город Одесса, находился то в руках Красной Армии, то немцев, англичан и французов, то деникинцев.

В этом хаосе и неразберихе город накрыла волна преступности. Напуганное местное население старалось без особой необходимости не выходить из дому, зато бандиты чувствовали себя вольготно.

И тогда руководство города решило противопоставить разбойникам отряд, состоявший из 100 грузин.

Никто не знает, как эти 100 грузин оказались в Одессе – были ли они местными жителями или специально прибыли для борьбы с преступниками. Отряд начал действовать в портовом городе в конце 1918 года, принеся одесситам большое облегчение.

Одесская власть менялась чуть ли не каждый месяц, а отряд продолжал свою деятельность. Официально он был в распоряжении военного коменданта города, а фактически выполнял функцию полиции.

Одним из самых больших вызовов грузинской сотни было дело об убийстве криминального авторитета Гены Жукова (он же – "Хромой"). Жуков, которому было под 70 лет, "крышевал" подпольный бизнес города. Именно он контролировал контрабанду, ввозимую из-за границы судами, за что получал солидные суммы.

Банда "Хромого" славилась своей жестокостью, ее члены терроризировали весь город, и никто даже представить не мог, что кто-то осмелится поднять на нее руку. Тем более, что Жукова всегда сопровождали три-четыре хорошо вооруженных личных охранника.

24 сентября 1919 года Гена Жуков для времяпрепровождения пришел в ресторан "Трокадер", где, оказывается, убийцы устроили засаду. Когда застолье переросло в попойку и два охранника "Хромого" помчались танцевать, убийцы, не вставая из-за стола, выстрелили в Жукова. Криминальный авторитет и его два охранника скончались на месте, а в зале началась паника, все кинулись к выходу. И пока оставшиеся в живых охранники опомнились, убийцы воспользовались переполохом и незаметно "испарились".

В ту же ночь военный комендант Домбровский поручил расследование дела об убийстве члену грузинского отряда Вано Капанадзе, у которого был определенный опыт раскрытия подобных дел, и выделил ему в помощники двух местных военных.

В тот период Одесса по численности населения была третьим городом в Российской империи. В огромном городе найти двух убийц было практически невозможно. Тем более, что из присутствовавших в ресторане никто не мог нормально описать их внешность.

Спустя два дня после случившегося Капанадзе еще раз пришел на место происшествия и направился прямо к гардеробу ресторана – у него родилась идея, и он хотел ее проверить. Дело в том, что тогда в Одессе были очень в моде шляпы, и их носили почти все мужчины. Поэтому не исключалось, что убийцы в ресторан пришли в шляпах, которые до входа в зал оставили в гардеробе, а убегая, их не забрали.

Так и оказалось.

Метрдотель показал грузинскому следователю две великолепные шляпы из черного бархата. Владельцы для твердости часто подкладывали внутрь головного убора картон или толстую бумагу, чтобы шляпа "держала форму". Капанадзе проверил подкладку, и … из одной из шляп достал сложенную вчетверо первую страницу газеты "Черновецкие ведомости".

Капанадзе не верил своим глазам: на верхней части газеты был приписан адрес – Купченская, 16 – предположительно, рукой почтальона.

Через полчаса семь членов грузинской группы задержали по указанному адресу двух молодых людей, которые при допросе признались в убийстве Гены Жукова и назвали заказчика – прозванного королем одесских преступников Моше Виницкого (он же – "Япончик").

32-летний Виницкий пользовался большим авторитетом, ему подчинялись около тысячи безбашенных грабителей и убийц. "Япончик" жил на окраине Одессы в великолепном дворце, который круглые сутки охраняли десятки вооруженных людей. У Виницкого было также несколько автомобилей, чем он очень гордился.

Военный комендант Одессы Домбровский не рискнул вступить в противостояние с "Япончиком". Но вскоре события развернулись таким образом, что столкновение все же произошло.

Через неделю после происшествия в ресторане к комендатуре подъехали два всадника, которые попросили встречи с Домбровским. Последнего на месте не было, и визитеров препроводили к одному из командиров грузинского отряда Дурмишхану Ахвледиани. Гости бесцеремонно бросили ему в лицо, чтобы убийцы были переданы им – дескать, с ними хочет поговорить "Япончик".

Ахвледиани приказал наглым гостям покинуть здание и при этом пригрозил, что, если они немедленно не удалятся, то окажутся в камере. Подчиненные Виницкого, которые никак не ожидали такой встречи, повторили свое требование, а один из них даже направил на Ахвледиани наган.

Командир грузинского отряда быстро спрятался за массивный стол и выстрелил в визитеров. Когда в комнату ворвались сотрудники комендатуры, Ахвледиани уже покончил с бандитами – они плавали в луже крови.

"Япончик" никому не прощал убийство своих людей, и комендатура приготовилась к бою. Грузины вокруг здания комендатуры возвели баррикады, в окнах установили полные песком мешки, пулеметы. Комендатура стала походить на настоящую крепость.

Спустя три дня к укрепленному зданию пришли представители "Япончика" и потребовали выдать Дурмишхана Ахвледиани. Грузины прогнали их со свистом, а в четыре часа утра около двухсот бойцов Виницкого атаковали комендатуру.

Бой длился до утра, а утром стало ясно, что "Япончик" потерпел поражение. Грузины убили около 20 его человек и столько же ранили. Несмотря на то, что никто из отряда не погиб, одна важная проблема все же возникла – нехватка патронов. И если бы бандиты снова атаковали комендатуру, дело кончилось бы плохо.

Однако судьба была на стороне грузин: в тот день в Одессу вошла Красная Армия и Виницкому было не до комендатуры. Грузины этим воспользовались и при помощи "красных" арестовали "Япончика".

И хотя у короля преступников объявились знакомые и среди Советской власти, и ему удалось избежать тюрьмы, силу он уже потерял, и ЧК не составило труда его ликвидировать. Моше Виницкий, он же – "Япончик", был безжалостно убит на железнодорожной станции.

Грузинская сотня и после установления Советской власти в Одессе продолжала свое дело и за несколько месяцев почти полностью очистила город от бандитов.