Найти в Дзене

Схема подключения трёхфазного двигателя

Бывалому электрику ясна схема подключения магнитного пускателя. Понятно ему и как подключить асинхронный электродвигатель к трёхфазной сети. Но для домашнего мастера далёкого от электричества бывает сложным делом запустить дома станок, причем не имеет значения у него одна фаза или три… В этой статье мы разберем как подключить трёхфазный асинхронный электродвигатель к трёхфазной сети переменного тока. Схема соединения обмоток: звезда и треугольник Начнем с двигателя, в нём, как известно есть обмотки, но так как он трёхфазный, то и обмотки обычно три (если двигатель односкоростной). Как и любую трёхфазную нагрузку их можно соединить либо звездой, либо треугольником. При подключении звездой — концы всех обмоток соединяют в одной точке, а в треугольнике соединяют конец первой, с началом второй, конец второй с началом третьей, конец третьей с началом первой обмотки. На рис. 1 изображены эти схемы. На чертежах встречаются в двух вариантах, либо обмотки располагают, повторяя а
Оглавление

Бывалому электрику ясна схема подключения магнитного пускателя. Понятно ему и как подключить асинхронный электродвигатель к трёхфазной сети. Но для домашнего мастера далёкого от электричества бывает сложным делом запустить дома станок, причем не имеет значения у него одна фаза или три… В этой статье мы разберем как подключить трёхфазный асинхронный электродвигатель к трёхфазной сети переменного тока.

Схема соединения обмоток: звезда и треугольник

Начнем с двигателя, в нём, как известно есть обмотки, но так как он трёхфазный, то и обмотки обычно три (если двигатель односкоростной). Как и любую трёхфазную нагрузку их можно соединить либо звездой, либо треугольником. При подключении звездой — концы всех обмоток соединяют в одной точке, а в треугольнике соединяют конец первой, с началом второй, конец второй с началом третьей, конец третьей с началом первой обмотки.

На рис. 1 изображены эти схемы. На чертежах встречаются в двух вариантах, либо обмотки располагают, повторяя анатомически фигуры звезды и треугольника, либо в более привычном для электрическом схем виде, поэтому на рисунке представлены оба варианта. Цветными линиями условно показаны провода для подключения.

Провода от обмоток электродвигателей выведены в клеммную коробку и закреплены на клеммниках. Эта клеммная коробка называется брно (или борно, а как её называете ВЫ?).

В зависимости от двигателя в брно может быть 3 или 6 проводов. Если там шесть проводов (начало и конец каждой обмотки) — вы можете выбрать схему подключения для вашего случая и на шильдике указываются 2 номинальных напряжения (об этом поговорим ниже), если провода 3 — то обмотки соединены с завода по звезде или треугольнику, тогда на шильдике указывается 1 номинальное напряжение. Чтобы изменить схему подключения — нужно разбирать двигатель, искать места соединения обмоток, разъединять их и делать отводы в брно (см. рис. 3).

-2
-3
-4

Схема подключения выбирается в зависимости от номинальных напряжений электродвигателя и напряжения в электросети, к которой его будут подключать.

Например, у нас есть трёхфазная электросеть с фазным напряжением в 220 вольт, а линейным — 380, стандартные величины для РФ. Нам нужно подключить электродвигатель, что выбрать звезду или треугольник? Осмотрим шильдик электродвигателя, на нем должны быть указаны номинальные напряжения для каждой из схем.

-5
-6
-7

Разберем обозначения двигателей представленные на рисунке 4 подробнее:

а) — подключается по звезде к сети 380/220 (самый распространенный случай) или подключается по треугольнику к сети 127/220 (довольно редкий вариант), либо к трёхфазным частотным преобразователям с однофазным входом на 220В;
б) подключается к сети 380/220 только по схеме «треугольник», но возможен запуск с переходом со звезды на треугольник (для уменьшения пусковых токов при пуске двигатель включают по звезде и на обмотки поступает пониженное напряжение, после разгона обмотки переключают в «треугольник» и на них уже поступает номинальное напряжение);
в) без возможности переключения обмоток, они уже соединены по схеме звезды и рассчитаны на подключение к 380В, для подключения, например, к однофазной сети такой двигатель необходимо вскрыть для вывода концов обмоток и соединения их в «треугольник»., как было показано на рис. 3
-8

С напряжениями и схемами разобрались, идём дальше, чтобы понять, как собрать ту или иную схему. К шпилькам клеммников провода от начал и концов обмоток подключаются строго в определенном порядке, так, чтобы с помощью трёх перемычек можно (или двух перемычек) было собрать звезду или треугольник с минимальным количеством действий. Перемычки, конечно, зачастую стоят из куска провода, но с завода двигатели поставляются с небольшими шинками соответствующих размеров и формы, что мы рассмотрим далее.

Так чтобы была возможность легко и правильно соединить обмотки, их концы располагают следующим образом: начало первой обмотки над концом третьей, начало второй концом первой и начало третьей над концом второй (вспомните схемы на рисунке 1).

-9
-10
-11

Схема подключения

С выбором схемы соединения обмоток разобрались, идём дальше. В простейшем случае, двигатель может подключаться напрямую к автоматическому выключателю.

-12

Но этот вариант не удобный и не надёжный, хотя бы потому что автоматический выключатель создан для защиты и аварийного выключения цепи, а не для её постоянного рабочего включения и выключения. Для этого есть специальный прибор, такой как контактор или магнитный пускатель.

Они бывают разными как по силе коммутируемого тока, так и по номинальному напряжению их катушки. Ниже будут приведены схемы для пускателей с катушкой на 220 вольт, схемы на 380 аналогичны, но один из проводов катушки следует соединить не с нулем, а со второй фазой.

Контактор – это электромагнитный коммутационный прибор. Работает, как и обычное реле: чтобы привести его контакты в движение нужно подать на катушку напряжение.

-13

Пускатели и контакторы обычно включают через кнопочные посты, это одна или несколько кнопок без фиксации. В каждой кнопке есть две пары контактов — нормально-замкнутая и нормально-разомкнутая.

-14

Рассмотрим первую самую простую схему. Здесь двигатель будет работать только пока нажата кнопка «ПУСК». Если вместо кнопки поставить тумблер, то двигатель будет вращаться пока тумблер включен — такое решение подходит для большей части применений.

-15

Но если вам нужно, чтобы двигатель запускался и останавливался от кнопок «ПУСК» и «СТОП», следует использовать схему с самоподхватом.

-16

Принцип работы схемы:

Когда автоматический выключатель QF включен на силовых контактах контактора и цепи управления появляется напряжение. Через нормально-замкнутую кнопку «СТОП» подаётся напряжение на нормально-разомкнутую кнопку «ПУСК» и блок-контакт. При нажатии кнопки «ПУСК» подаётся напряжение на катушку, контактор срабатывает, замыкаются его силовые контакты, замыкается и блок контакт. Когда кнопку пуск отпускают — контактор остаётся включенным, поскольку ток катушки течет через блок контакт КМ-1.1. Именно это и называется «самоподхват». Чтобы отключить двигатель — нужно разорвать цепь катушки, для этого нажимают на кнопку «Стоп».

Но далеко не во всех случаях достаточно вращения двигателя в одном направлении, есть ряд примеров, когда необходимо обеспечить реверс. Для реверсирования трёхфазных асинхронных двигателей следует поменять местами две любые фазы (см. подключение цветных проводов на рис. 14).

-17
Такую схему часто называют «реверсивная схема пускателя»

Фактически, реверсивная схема подключения трёхфазного двигателя– это две нереверсивных схемы. Разберем отличия.

Здесь добавлена блокировка на нормально-замкнутых контактах контакторов КМ-1.2 и КМ-2.2. Они подключаются в цепь катушки противоположного контактора (КМ2.2 в цепь катушки КМ-1 и наоборот), электрики называют это «защитой от дурака», она защищает от случайного включения контактора, отвечающего за движение в противоположную сторону (когда включен КМ-1 нельзя включать КМ-2 и наоборот).

Если включить оба контактора сразу — произойдет межфазное замыкание

Второе отличие как раз с этим и связано. Обратите внимание, как подключены силовые контакты КМ-2, а именно на то, как подключен красный проводник. С помощью этого контактора и происходит смена чредования фаз в обмотках двигателя и, как следствие, вращение в другую сторону.

Для смены направления вращения нужно остановить двигатель кнопкой «СТОП» и снова запустить уже в другом направлении.

Соответственно для сборки такой схемы либо в контакторе должно быть две пары блок контактов (нормально-замкнутый и нормально-разомкнутый), либо устанавливать на такой контактор как был показан выше приставку с блок-контактами.

-18

Заключение

Встречаются и другие схемы, например, без самоподхвата, для подключения тельферов и грузоподъемных механизмов, с тепловыми реле и универсальными устройствами для защиты двигателя и рассмотреть их все в пределах одной статьи сложно, поэтому предлагаю поделиться опытом и обсудить эту тему в комментариях.