Признаюсь сразу в своей предвзятости, я — большая поклонница творчества Бэнкси и буду настаивать на том, что его острые политические сатиры гениальны.
Можно долго рассуждать о том, что граффити — нелегальное уличное творчество, борьба с которым происходит во всём мире. В России дела обстоят позитивнее: в феврале 2018 депутаты петербургского Заксобрания приняли в первом чтении закон о легализации граффити. Правда с оговоркой, что эскизы будут утверждать чиновники. Таким образом, все, что власти не одобрят останется в статусе «нелегальное».
Граффити можно называть самовыражением, искусством, но ещё и хулиганством, вандализмом и даже экстремизмом. Грань между тем и этим достаточно зыбкая, поэтому и универсальное наказание за граффити законодатели не смогли придумать ни в одной стране мира.
Центральной фигурой в мире стрит-арта уже не одно десятилетие остается таинственный английский художник и политический активист Бэнкси.
Можно много, опираясь на высказывания представителей общественных организаций, выступающих против легализации граффити, спорить о том, можно ли называть творчество Banksy искусство или относить его к вандализму и закрашивать фасадной краской. Я хочу поговорить о другом.
В небольшом амстердамском музее современного искусства MOCO сейчас проходит не санкционированная художников выставка «Смейся сейчас» (Laugh Now). Силами частных собраний музею удалось продемонстрировать коллекцию некоторых из самых знаковых произведений художника, в том числе «Смейся сейчас» (Laugh Now), «Штрих-код» (Barcode), «Девочка с воздушным шаром» (Girl with Balloon), «Криминальное чтиво» (Pulp Fiction), «Метатель цветов» (Flower Thrower), «Королева обезьян» (Monkey Queen) «Бобовое поле», которое не экспонировалось с 2009 года и многие другие. Но обо всем по порядку.
Слишком странно видеть произведения уличного искусства в музее — это правда. И если прислушиваться, опять же, к мнению общественности, граффити должно оставаться на улице, а в музее должно выставляться только «истинное» искусство.
Сам Бэнкси уже не раз заявлят обратное, высмеивая музейную институцию. В 2003 художник, одетый как старик с длинной бородой зашел в британскую галерея Тейт с бумажным пакетом под мышкой, прошел в зал на втором этаже и, найдя идеальное место, приклеил к стене свою работу, сопроводив ее текстовой табличкой, как и все другие произведения искусства в этом музее. Так картина провисела незамеченной несколько часов до тех пор, пока клей не засох, и она не упала на пол.
Свою акцию Бэнкси прокомментировал так:
Люди часто спрашивают, является ли граффити искусством. Должно быть да, потому что теперь оно висит в чертовом Тейт!
Вернемся в самое начало, и для тех, кто совсем далек от искусства, слышал про Бэнкси, но до конца не понял, что это за явление, я расскажу. Бэнкси — анонимный уличный художник из Бристоля, который стал известен в начале 1990-х благодаря своим сатирическим граффити, сделанных с помощью трафаретов.
Именно трафареты, а не граффити от руки, с которых, как и другие стрит-артисты, начинал Бэнкси, принесли ему всеобщую известность. До выставки в 2006 г. в Лос Анджелесе, где Анджелина Джоли купит три его работы и окончательно сделает его знаменитым Бэнкси создал множество не только граффити, но и акций, как та, о которой я говорила выше.
Все акции и работы Бэнкси — партизанская война с властью (в широком смысле слова) и брендами, чьи ценности он высмеивает. Именно поэтому уличное искусство не может быть легальным. Такое искусство не нужно одобрять, гораздо важнее, что оно привлекло ваше внимание и заставило вступить вас в эту дискуссию с автором.
«Граффити — это один из немногих инструментов, который у вас есть, когда нет почти ничего. И даже если вы не создадите рисунок, который победит мировую бедность, вы можете заставить кого-то улыбнуться, пока он мочится...» — Бэнкси.
Интерпретировать Бэнкси довольно сложно. Выше, например, его работа «Штрих-код» (Barcode). Что вы видите?
Все верно, мощный величественный леопард выходит на передний план, остался за собой клетку на колесах, прутья которой напоминают штрих-код. Согнутые прутья клетки дают нам понять, что леопард только что преодолел преграду и выбрался из нее.
Штрих-коды стали использоваться повсеместно в середине 1970-х годов. Это нововведение очень упростило процесс покупки в магазинах и, в тоже время, заставило людей покупать больше и быстрее. Поэтому штрих-код здесь можно интерпретировать как символ потребительства и капитализма. А леопард своим примером демонстрирует демонстрирует людям способность освободится от оков потребительства.
Затронем немного тему контекста, в котором художник создавал свои произведения.
На граффити «Метатель цветов» изображен классический представитель протестного движения. Такие образы у нас ассоциируются с народными восстаниями и баррикадами. Однако вместо коктейля Молотого, который должен быть в руке протестующего, молодой человек держит в руке яркий букет цветов.
Эта композиция появилась на стене в Иерусалиме в 2005 году и заставляет нас вспомнить о контакте, в котором она была создана. В тот год в Иерусалиме демонстрантами был атакован гей-парад. Тогда от ножевых ранений пострадало много людей.
«Метатель цветов» — протест и неодобрение действий демонстрантов. Бунтарь, держит в руках яркие цветы, которые можно трактовать как символ флага геев.
Этот образ можно трактовать, если рассматривать его отдельно от среды, где оно находилось. «Метатель цветов» — это своеобразная реакция на насилие. Когда Бэнкси заменил оружие букетом цветов, он показал всем, что выступает за мир, не за войну.
Еще один важный образ в системе Бэнкси — это крыса, которая символизирует собой андерграунд и является своеобразным борцом за независимость, пытаясь выжить в городских условиях, не смотря на яды и ловушки.
«Я рисовал крыс целых три года, а потом кто-то сказал мне: какая это талантливая анаграмма слова «искусство» (англ. rat и art соответственно). И мне пришлось притвориться, что я знал об этом всю жизнь,» — Бэнкси.
Получился достаточно большой пост о личности Бэнкси, но это сделано лишь для того, чтобы вы, если окажетесь в Амстердаме, заглянули в небольшой частый музей современного искусства MOCO. Он расположен в красивейшем особняке начала XX века прямо напротив Рейксмузеума (но это тема отдельной публикации).
Загляните в MOCO, чтобы посмотреть на работы Бэнкси, найти в них иронию, протест и «месть» и посмеяться!