Если вспомнить первые месяцы Советской власти, выяснится, что она не просто отделила Церковь от государства, но даже сделала попытку создать иную мораль, в которой на месте положительных персонажей оказались бы и Дьявол, и Иуда. Так, один из первых советских сатирических журналов назывался просто - «Красный дьявол», а известный приключенческий фильм режиссера Ивана Перестиани по одноимённой повести Павла Бляхина, вышедший в 1923 году и относящийся ныне к классике советского кино, – «Красные дьяволята».
Но существует версия, что было еще одно событие - 12 августа 1918 года в небольшом городке Свияжске, расположенном в 30 километрах от Казани, был торжественно открыт памятник Иуде Искариоту, как борцу с религиозным дурманом. Открытие памятника сопровождалось революционным митингом и парадом отрядов Красной Армии. На церемонии якобы присутствовали Лев Троцкий, драматург Всеволод Вишневский и поэт Демьян Бедный, спустя некоторое время опубликовавший в газете «Правда» свою новую антирелигиозную поэму «Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна
Кроме того, в июле 1919 года в выходивших Петрограде «Известиях» была перепечатана (причем без комментариев и опровержения) заметка из выпускаемой в Сибири правительством Колчака газеты «Великая Россия», где рассказывалось об установке памятника Иуде в городе Тамбове. Существует также версия, что памятник Иуде Искариоту был примерно в это же время поставлен в городе Козлов (позже переименованном в Мичуринск).
Кстати, судьба того самого свияжского памятника Иуде тоже неизвестна – так в некоторых источниках утверждается, что этот красно-бурого цвета монумент (фигура с протянутыми к небу кулаками и веревкой на шее, лицо искажено гримасой) исчез буквально через две недели после установки, несмотря на то, что охранять его был назначен специальный красноармейский пост. Говорили, что памятник унесли и бросили в реку Свиягу уцелевшие богобоязненные жители Свияжска.
Информация о свияжском памятнике Иуде в наши дни считается легендой, основанной на книге датчанина Хеннинга Келера «Красный сад» и мемуарах писателя-эмигранта А. Вараксина. Правда, Троцкий был в Свияжске только в августе 1918 года, когда рядом шли бои, - не время для памятников.
Возможным источником легенды могли быть торжественные похороны погибшего как раз 12 августа 1918 года комбрига Юдина - Яниса Юдиньша из латышских стрелков. Келер по-русски понимал плохо, на слух мог и перепутать, а облик памятника приукрасить с помощью своей фантазии.
Но духу того времени легенда вполне соответствует. Достаточно вспомнить книгу Александра Фадеева "Молодая гвардия", где одна из героинь, воспитанная в эпоху раннего СССР, читает лермонтовского "Демона" и говорит, что в отличие от Тамары улетела бы с ним, потому что он восстал против самого Бога.