Книгу, которую я бы хотела обсудить сегодня, мне порекомендовал друг, увлеченный психотерапией и увлеченный самим автором «Палача любви».
Ирвин Ялом - доктор, автор романов и научных работ, бывший профессор психиатрии в Стэнфордском университете, экзистенциалист и психотерапевт.
Он родился в еврейской семье в Вашингтоне в 1931 году. Он вырос в бедном районе. Избегая рискованного соседства, он проводил большую часть времени дома, читая книги. Окончил медицинский факультет Бостонского университета в 1956 году. Доктор Ялом начал свою академическую карьеру в Стэнфордском университете. Он оставил пост постоянного лектора в 1968 году. Одним из его достижений является разработка собственной модели экзистенциальной психотерапии.
Его работы используются в качестве академических сценариев для студентов. Его уникальный взгляд на отношения между пациентом и клиентом был добавлен в учебную программу Колледжа уголовного правосудия им. Джона Джея в Нью-Йорке.
Американская психиатрическая ассоциация удостоила его Оскара Пфистера 2000 года (за важный вклад в области религии и психиатрии).
Истории из психотерапии
Доктор Ялом не произвел на меня такого впечатления, как на моего друга, но книга написана достаточно интересно. «Палач любви» - это репортаж с нескольких терапевтических сеансов. Ялом использует классическую терминологию и пишет о «пациентах» (а не «клиентах»), и все же его отношение к людям, которых он лечил, далеко от превосходства всезнающего врача. Также, когда он упоминает «невосприимчивых» пациентов. Он описывает терапевтическую ситуацию как встречу людей, в которой кто-то болен, и обычно это пациент. Поэтому он также с большим вниманием относится к своим чувствам к пациентам и считает их одной из важных частей терапии.
Каждая история начиналась так же, как в жизни или в анекдотах или в сериале «Женщина приходит к врачу». Ялом описывает обстоятельства, при которых он встречался со своими пациентами, и объясняет, почему он решил их принять. Кроме того, из-за разнообразия отдельных случаев или, возможно, действительно индивидуального подхода - каждая история идет своим путем, и ничто не предшествует дальнейшему развитию событий.
Я не случайно пишу как о фильмах или художественных произведениях. Ирвин Ялом придерживается специфики, но ему удается создать реальную историю, которую можно слушать часами без усталости. Работа терапевта напоминает работу детектива, и это на самом деле чувствуется в его книге. Незаметные, иногда пафосные или вежливые персонажи, из которых на первый взгляд ничего не «выжимается», становятся чрезвычайно интересными людьми из-за своих проблем и того, как они изменились после психотерапии.
Ялом использовал интересную уловку в этих историях: он не сообщает читателям о том, что, конечно, он знает с точки зрения времени и опыта. Сначала он пишет о событиях из терапии, а также о своих текущих внутренних реакциях, и только потом некоторые из них комментирует более обширно, те которые связанные с психотерапией. Например, когда он задается вопросом, является ли этично принимать пациента, лечение которого обещает быть трудным путешествием для получения нового опыта:
«Никто, вероятно, не должен критиковать психотерапевта за то, что он хочет улучшить качество своей работы. Но как насчет прав пациента? - с тревогой подумал я. А как еще тренировать свои навыки за счет слабого, страдающего человека? существа. Но что с этим не так? Мои будущие пациенты определенно выиграют от этого. Каждый, профессионально помогает, занимается живым человеком. Другого пути нет. Например, как обучить врачей, если не было стажировки студентов в клиниках? Кроме того, я заметил, что начинающие терапевты, которые привносят студенческое любопытство и энтузиазм в свою работу с людьми, обычно создают прекрасные терапевтические отношения с пациентами и могут быть такими же эффективными, как их опытные пожилые коллеги. Отношения, которые лечат, это моя профессиональная мантра ". Но после некоторой абстракции всегда происходит возврат к основной теме: «Как я могу исцелить Бетти через отношения? Могу ли я получить подлинность, сочувствие и признание? Могу ли я быть с ней честным? Что я скажу, когда она спросит меня о моих чувствах к ней?»
Каждая глава не только описывает случаи разных людей, но и фокусируется на совершенно другой проблеме и показывает конкретные рабочие инструменты, такие как анализ сновидений, юмор, гипноз и даже манипулятивное использование ... неповиновение. Ялом, кажется, не привязан ни к одному из них, он просто использует их по мере необходимости. Наиболее важным всегда являются отношения между врачом и пациентом.
Мне больше всего понравились две истории: «Я никогда не думал, что это может случиться со мной» и «Две улыбки». «Я никогда не думал ...» на самом деле почти притча - короткая, необычная, полная внутренней энергии история, напоминающая о возможности изменения даже буквально в одно мгновение.
«Это был, наверное, лучший терапевтический сеанс, который у меня когда-либо был», - заключил автор.
Второй пример на примере заголовка «две улыбки» показывает, как в одинаковой ситуации каждый видит что-то свое. Тесный контакт не является целью терапии, поэтому его отсутствие не является реальной проблемой в процессе заживления:
«То, что он забыл содержание нашего разговора, мне было все равно. Гораздо лучше забыть то, что было сказано во время сеанса, а затем изменить, чем точно запомнить каждое слово, но не менять (вариант гораздо более популярен среди пациентов психотерапии)».
Я рекомендую «Палач любви» всем, кто ищет увлекательные чтения о людях. Если вы получите некоторые знания о психотерапии в процессе, вы можете рассматривать это как бонус.