Тамбов. Город в центре Русской равнины – с четырёх сторон Россия, а над ним Млечный путь. И, кажется, так было всегда. Обычный город русской провинции.
Много ли людей осознают его место в русской истории, жизни России, в том числе среди коренных жителей?
И здесь начинается территория неизвестности. Всего четыре века жизни, а времена седой тяжелой завесой сомкнулись над истинным смыслом выражения «Тамбовская земля».
Город – крепость, город – воин, вставший на пересечении двух путей на Московскую Русь с юга. Отбивший 85 приступов неприятелей и ни разу не побежденный. Враги попадали в него только как пленные. Но дважды нёс урон от внутренних потрясений – городские казаки сдали острог крепости войскам Степана Разина, а казаки Донского корпуса генерала Шкуро очистили Тамбов от красных.
Тамбовские полки ходили на Азов и бились под Полтавой. Из Тамбовского леса был выстроен первый русский флот. Весь мир облетела слава русского флотоводца Фёдора Ушакова, коего тамбовский народ избрал предводителем Народного ополчения во время Отечественной войны 1812 года.
Ещё в 1912 году при праздновании столетия Бородинского сражения государь-император Николай II имел возможность вручить юбилейные награды (торжества проходили на самом поле русской славы) пятерым тамбовчанам. А ведь всем им было не менее 115 лет. Воистину богатыри!
При строительстве города в 1636 году была сооружена самая высокая на южных рубежах Руси сторожевая башня – 55,6м. Целиком деревянная. Дозорные казаки пристально всматривались в дали, лежавшие за Студенецкими Вершинами и Ласковским холмом, в ожидании сигналов от передовых постов о приближении врага. И как знать, не открывались ли их взору и временные дали, будущие времена родного города?
Ведь заложение города-крепости Тамбов было великим актом очередного возвращения государственных форм Руси на ранее оставленные земли.
Самый ранний русский (или даже проторусский) этногенез рубежа III – II тысячелетий до н.э. происходил в бассейне реки Оки с наиболее значимыми областями по верховьям р. Мокши и Среднего Приценья. Только районы по р. Свияги соперничают по масштабности этногенических процессов с тамбовской землёй.
С тех самых древних времен русские уже никогда не покидали эту землю. Да, их было немного, часть попала под финно-угорскую ассимиляцию, но возвращение «русскости» произошло быстро и безболезненно (единый антропологический комплекс, языковая основа и прочее).
И встал над поймой красавицы Цны (в переводе с тохарского Течи) на её Нагорной стороне по левому берегу (вопреки вращению планеты) город Тамбов. Заложенный на мысовой горе при слиянии речки Студенца с Цной.
Он и имя своё получил от места расположения – город горы с усечённой вершиной. Сейчас мало кто знает суть его названия. Придумано множество небылиц типа «омутов» и «болот», стремясь обязательно отыскать смысл слов и названий в инородческих говорах, получить иностранное подтверждение.
Но древнее русское слово, лежащее в основе имени города, расправляет свои крылья – город горы, русской неприступности, твердыни Веры Православной с главным городским храмом – кафедральным Спасо-Преображенским собором.