Найти в Дзене
Восприятие кино

"Маяк" - мифологизированный дуализм. Безумие и ясность.

Оглавление
Кадр из фильма "Маяк" (2019)
Кадр из фильма "Маяк" (2019)

"Маяк" стал одним из самых ярких событий фестивального мира. Достаточно узнать краткое изложение сюжета и состав кастинга, чтобы появилось желание посмотреть это кино.

Роберт Эггерс смог вложить в этот фильм мифологические мотивы и показать их в уникальной перспективе. Чёрно-белая гамма придаёт картине притягательную красоту и помогает создать медленный темп визуального повествования.

Фильм, который запирает вас в визуальной и сенсорной буре, погружая в странное сочетание страха и очарования.

Почувствуйте фильм

"Маяк" очень сложно анализировать с точки зрения аналитики и разумного подхода. Этот фильм нужно прочувствовать прежде чем понять смысловую нагрузку. Примечательная эстетика фильма проявляется в стиле экспрессионизма, с выраженной игрой тенями и света.

Оператор регулярно использует крупные планы персонажей, чтобы показать важность эмоционального выражения каждого героя и акцентировать внимание на внешнем виде.

В некоторых эпизодах создаётся впечатление, что Роберт Эггерс снял немое кино, так как основное сюжетное напряжение передаётся через сцены без использования слов. Из-за такого подхода на актёров ложится большая ответственность, так как их игра является чуть ли не единственной возможностью для понимания истории.

Уильям Дефо и Роберт Паттисон с присущим им талантом справляются с этой задачей.

Из определённых плюсов фильма можно отметить проработанность персонажей. Особое внимание уделялось проработке диалекту, как одному из факторов различия двух коллег. Канадский крестьянский говор Эфраима и "морское" произношение Тома делают персонажей правдоподобными и уникальными. Стоит смотреть этот фильм на оригинальном языке с субтитрами, чтобы лучше проникнуться картиной.

"Маяк" - это фильм, построенный как сказка, пропитанная архетипическими образами.

Будьте рядом с персонажами.

Открывающий кадр фильма сразу задает тон всему повествованию. Мы оказываемся с двумя хранителями маяка, который плывут на лодке, чтобы проверить и перенастроить маяк. Их путь сопровождается ударами волн под аккомпанемент нагнетающей музыки. Режиссёр даёт возможность зрителю прочувствовать атмосферу, в которую окунаются работники, и стать наблюдателями за их жизнью.

Аудиальное сопровождение всё ещё действует оглушающе. Оно состоит из несовместимых звуков:

  • Сирена маяка.
  • Режущий слух ветер.
  • Крики чаек.
  • Фоновая музыка, дающая намёк на спокойствие и умиротворение.

Как только камера поднимается на самый верх, перед нами открывается первый красивый момент, который напоминает о том, что фильмы такого рода прежде всего представляют собой эстетический опыт.

Главный мотив фильма.

Замысел Роберта Эггерса - втянуть зрителя в мир двух главных героев, где наивность Эфрейна и опыт Тома вступают в конфронтацию и являются главной движущей силой сюжета.

Кадр из фильма "Маяк" (2019)
Кадр из фильма "Маяк" (2019)

Растущая паранойя Эфраима становится главной темой второй половины "Маяка", в которой к нему приходят чудовищные видения:

  • Сирены, которые сладким пением зазывают в океан.
  • Нептун.
  • Монстры из глубин.

Все эти видения дезориентируют зрителя, едва способного различить реальное и иллюзорное.

В результате картина представляет собой смешение мечты и реальности, толкая персонажей в самые темные уголки безумия. Все эти элементы делают историю хранителей маяка новой легендой о дуализме людей и их стремлении к возвышению и власти.

Главным символом спасения и очищения от безумия является свет маяка, который превращается в ревностно охраняемое сокровище. Главным предметом споров является доступ к фонарю маяка, который располагается на самой вершине острова.

Дуализм выступает как основной повествовательный приём в формировании конфликта.

Финал.

Конец "Маяка" полностью соответствует тому курсу, которому фильм придерживался с самого начала. Он является притчей из которой мы можем сделать только один вывод.

Вместе с этим остаётся множество нерешённых загадок и вопросов на которые невозможно найти ответ, что порождает чувство неудовлетворения после просмотра.

Кадр из фильма "Маяк" (2019)
Кадр из фильма "Маяк" (2019)

Оставить так много вопросов без ответа могло бы стать "изюминкой" фильма, но, к сожалению, выступает как дефект. Вместо того, чтобы привлекать зрителя через любопытство, он оставляет чувство незавершенной работы.