Найти тему

Беспокойная судьба памятника Александру III

Памятник Александру III во дворе Мраморного дворца
Памятник Александру III во дворе Мраморного дворца

Памятник Александру III, который сегодня украшает двор Мраморного дворца, за 110 лет своего существования успел пройти через множество испытаний.

Идею увековечить образ царя-миротворца предложил С.Ю. Витте, русский государственный деятель, основная реформаторская деятельность которого происходила при Александре III. В конкурсе на создание памятника, объявленном в 1899 году, приняли участие лучшие скульпторы-монументалисты того времени.

Победил Павел Петрович Трубецкой, итальянский художник и скульптор-импрессионист русского происхождения. Правда, победу ему присудили только во втором туре, первый его замысел - изобразить императора на троне - не получил высочайшего одобрения. А вот конная статуя на четырехугольном пьедестале пришлась во вкусу царственным заказчикам.

Выбор места под фундамент памятника Александру III. 1899-1900 г. Источник pastvu.com
Выбор места под фундамент памятника Александру III. 1899-1900 г. Источник pastvu.com

Для создания образа императора из 18 претендентов на модель Трубецкой выбрал здоровенного фельдфебеля Павла Пустова, который служил в дворцовом ведомстве. Фигуру лошади лепили с тяжеловесов породы першерон. Скульптор работал по 8-10 часов в сутки. Интересно, что когда лошадь уставала, ее меняли на другую, а вот фельдфебель Пустов стойко позировал без замен. Поговаривали, что в этом ему помогала бутылка, припрятанная в кармане шаровар.

«После того, как мой первоначальный проект был одобрен, я вылепил из пластилина один за другим четыре проекта в натуральную величину, восемь маленьких моделей и две — в масштабе памятника. Сработав новую модель, я уничтожал старую. Таким образом, я работал до тех пор, пока модель меня не удовлетворила».
П. Трубецкой в интервью "Петербургской газеты"

Памятник Александру III  в день открытия. 1909 г. Фотограф Карла Булла
Памятник Александру III в день открытия. 1909 г. Фотограф Карла Булла

Место для размещения памятника - Знаменская площадь (сегодня это Площадь Восстания) у Николаевского (сейчас Московского вокзала) - было выбрано не случайно. Именно Александр III своим указом 1891 года положил начало строительству Транссибирской железной дороги.

На церемонии открытия памятника 5 июня 1909 года присутствовал Николай II и члены императорской семьи. Массивное приземленное изображение Александра III, больше похожее на скульптуру былинного богатыря, чем русского царя, получило очень противоречивые оценки. Кто-то считал работу Трубецкого насмешкой над императорской властью, кто-то уловил идею скульптора, которую он сам описывал так:

«Я хотел в образе Александра III представить великую русскую мощь, и мне кажется, что вся фигура императора на моем памятнике воплощает мою основную мысль».

Знаменская площадь (сегодня Площадь Восстания). Справа здание Николаевского вокзала (сегодня Московский), слева виднеется памятник Александру III, 1920-е годы.  Источник pastvu.com
Знаменская площадь (сегодня Площадь Восстания). Справа здание Николаевского вокзала (сегодня Московский), слева виднеется памятник Александру III, 1920-е годы. Источник pastvu.com

После революции 1917 года для памятника Александру III наступили тяжелые времена. Новая власть и ее сторонники не стеснялись в выражениях, критикуя конную статую, а в 1922 году на ее пьедестале разместили строки из стихотворения "Пугало", написанные народным поэтом Демьяном Бедным.

Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья:
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.
Рабочие наносят стихи Демьяна Бедного на постамент памятника Александру III. 1922 г. Источник pastvu.com
Рабочие наносят стихи Демьяна Бедного на постамент памятника Александру III. 1922 г. Источник pastvu.com

В дни празднования 10-летнего юбилея Октябрьской революции памятник Александру III поместили в железную клетку. Рядом с ним построили винтовую башню, огромное колесо и две мачты с буквами СССР и символом новой страны - серпом и молотом.

Пугало в клетке. 1927 г. Источник pastvu.com
Пугало в клетке. 1927 г. Источник pastvu.com

Фигура императора в центре одной из площадей города, напоминающая о прошлой жизни, раздражала. В 1937 нашелся повод памятник демонтировать: площадь Восстания собирались реконструировать, а он мешал прокладке трамвайных путей по Невскому проспекту. К счастью, конную скульптуру не уничтожили, и в 1939 году после передачи Русскому музею разместили в Михайловском саду.

Памятник Александру III  в Михайловском саду. 1939 г. Источник pastvu.com
Памятник Александру III в Михайловском саду. 1939 г. Источник pastvu.com

Благодаря стараниям сотрудников музея, памятник благополучно пережил блокаду, не смотря на прямое попадание артиллерийского снаряда, уцелел. В 1953 году его перенесли во внутренний двор Русского музея.

Памятник Александру III во дворе Русского музея. 1993 г. Автор фотографии Павел Маркин. pastvu.com
Памятник Александру III во дворе Русского музея. 1993 г. Автор фотографии Павел Маркин. pastvu.com

Во время ремонта корпуса Бенуа, статую Александра III накрыли деревянным колпаком, от которого освободили в 90-е годы. Очередной крутой поворот в жизни нашей страны - и памятник Александру III снова переезжает, на этот раз во двор Мраморного дворца, где он находится по сей день.

Памятник Александру III перевозят во двор Мраморного дворца. Автор фотографии Р. Кучеров. 1994 г. Источник pastvu.com
Памятник Александру III перевозят во двор Мраморного дворца. Автор фотографии Р. Кучеров. 1994 г. Источник pastvu.com

Конная статуя заняла постамент, на котором стоял броневик "Враг капитала". Именно с него читал свои пламенные речи на Финляндском вокзале вождь революции В.И. Ленин.

Броневик "Враг капитала" во дворе Мраморного дворца, 1957 год. Источник pastvu.com
Броневик "Враг капитала" во дворе Мраморного дворца, 1957 год. Источник pastvu.com

Размещение памятника Александру III во дворе Мраморного дворца до сих пор вызывает массу споров. Массивной фигуре на тяжеловесном коне тесно в существующем пространстве. Да и не к месту она там. Александр III, натерпевшийся от любовной связи своего папеньки, и отличавшийся довольно строгими моральными принципами, стоит во дворе дворца, построенного для одного из фаворитов его любвеобильной прапрабабушки.

Русский музей готов выдать памятник только при условии его возвращения на историческое место. Но оно занято обелиском "Городу-герою Ленинграду", перенос которого вызовет массу сложностей и технического, и этического характера. Остается только гадать - случится ли очередной переезд в судьбе памятника Александру III или не случится.