Музыка является неотъемлемой частью социального взаимодействия, мощным средством коммуникации и незаменимой частью человеческого опыта. С древних времен в музыкальной деятельности принимали участие все известные общества, и со временем появились формальные музыкальные дисциплины, для изучения художественной изобретательности.
Благодаря этим усилиям мы поняли, что наше внутреннее восприятие музыки не является случайным, а скорее кульминацией чрезвычайно ощутимых человеческих свойств, объясняющих реакцию людей на звуковые сигналы и исполнение музыки.
Если рассматривать исследование музыки в широком смысле как наблюдение за тем, что происходит, когда мы слышим музыку, а затем объяснять, как она оказывает свое влияние на аудиторию, то целью данной статьи является сбор исторических, акустических и музыкальных данных, демонстрирующих использование арфы в качестве музыкального символа ограниченного пространства в моменты повышенной неопределенности, которая возникает при переходе из одного состояния в другое.
Ассоциативные образы
В народной культуре арфы ассоциируются с такими понятиями, как "ангелы", "небеса", "свадьбы" и "мечты". Эти ассоциации существуют из-за того, насколько заметно арфа представлена в сценариях, изображающих эти явления.
Ограниченность, однако, является общей чертой, которая существует в каждом конкретном случае, что означает, что присутствие арфы может символизировать этот фундаментальный атрибут над ситуациями, в которых обычно ожидается появление арфы.
- Например, вместо того, чтобы изображать "небеса" или "ангелов", арфу можно было бы использовать для символизации перехода души от земного к небесному или религиозная трансцендентность человека из земного состояния в высший порядок духовного просвещения через молитвы и поклонения.
- Вместо того, чтобы символизировать "свадьбу", точнее сказать, что арфа подходит для свадебных церемоний, потому что она представляет собой общественный обряд посвящения, который совершает община, и переход, который испытывают молодожены, вступая на новую жизненную ступень.
- И вместо того, чтобы символизировать "сны" сами по себе, арфа может представлять собой процесс засыпания или пробуждения, в котором психологическое восприятие мечтателем своего существования меняется от состояния реальности к состоянию воображения.
При более глубоком анализе участия арфы в разных мероприятиях и постановках становится очевидным, что она действительно используется для интуитивного выражения перехода, даже несмотря на отсутствие ангелов, свадеб, снов и других стереотипных контекстов, в которых ее можно было бы ожидать.
В ходе этого доклада мы рассмотрим характерный звонкий тембр арфы и то, как ее уникальное отличительное акустическое качество может быть услышано параллельно обстоятельствам и эмоциональным концепциям, связанным с лиминальностью.
Исторические и музыкальные свидетельства покажут, что западноевропейские композиторы предпочитали использовать арфу и варианты инструментальных композиций, которые лучше всего усиливали этот звонкий тембр.
Всегда использовались ее наиболее резонансные эффекты в моменты лиминальности, обусловленные сюжетом.
Для проверки этих предположений балет "Щелкунчик" Чайковского будет рассмотрен в качестве примера наиболее подробного.
Арфа в балете «Щелкунчик»
Когда музыка из "Щелкунчика" стал регулярной частью праздничных мероприятий, влияние его музыки на массы также стало перманентным качеством подсознательного усиления представления о лиминальности арфы.
Более глубокий анализ партитуры показал, что арфы появились вокруг общей темы снов, любви и магических или сверхъестественных мест назначения не для того, чтобы напрямую выразить эти темы, а для того, чтобы облегчить переход истории в эти места и из них, или для поддержания движения внутри каждого из этих мест.
Психологические, эмоциональные, сверхъестественные и даже практические пороговые значения, которые были преодолены, совпадают с композиционным выбором, раскрывающим и максимизирующим резонирующий тембр арфы. Помимо балета "Щелкунчик", многие другие произведения также эффективно использовали арфу.
Несмотря на упрощенный первоначальный дизайн, эволюция арфы как инструмента также показала, что сохранение ее способности издавать звонкие звуки является приоритетом для музыкантов и слушателей, даже за счет того, что она становится полностью хроматическим инструментом.
Этот звонкий тембр и бесконечная природа вибрирующих открытых струн стали неотъемлемыми качествами, которые дали арфе уникальную нишу в обширном диапазоне музыкального выражения и возможность передать те эмоции, которые сочетаются с неопределенностью, которую люди ощущают, переживая изменения и трансформации.