В эпоху спасения археологии ученые собирали и перевозили материалы в музеи по всему миру, не уделяя особого внимания правам собственности коренных народов, однако этика этой практики изменилась.
Ученые больше не могут брать на себя исключительный контроль над своими коллекциями, и некоторые основополагающие предположения - в частности, что научные раскопки служат общему благу и что археологические объекты во всем мире являются общей собственностью - были поставлены под сомнение.
Коренные и этнические общины отстаивают свои права на землю, историю и археологические находки, хранящиеся в музеях по всему миру.
Конкурсы на право собственности на культурные ценности, репатриация человеческих останков и охрана культурных ландшафтов в настоящее время имеют национальные и международные последствия.
Усилия по деколонизации в различных частях мира отражают особую историю колонизации и сложность определения понятия коренной народности. Например, в Африке, хотя коренные народы составляют доминирующее население, существует серьезная борьба за контроль над территориями предков, и некоторые группы коренных народов находятся в подчинении или маргинализации со стороны других.
На археологические исследования в Африке также оказал влияние поиск древних свидетельств человеческого происхождения, который проводился западными учеными, рассматривавшими весь континент как исследовательский объект.
Такое неравенство в доступе и представленности можно устранить с помощью методов деколонизации, которые делают археологию более репрезентативной и актуальной с точки зрения местных проблем.
Археологические исследования в Центральной Америке и Южной Америке, проведенные после испанской колонизации, определялись акцентом на монументальную архитектуру, ценные объекты и доколумбовое государственное образование.
Деколонизация усилий в этом регионе была сосредоточена на рекультивации и повторном присвоении объектов наследия коренных народов, материалов и историй, подпадающих под колониальные толкования.
По всей Азии, в регионе, простирающемся от Палестины до Японии, археология была в значительной степени националистическим занятием, служащим интересам могущественных национальных государств (например, Китая и Израиля). Здесь, как и в Африке, некоторые коренные народы доминируют над другими.
Страны, лишенные прав и возможностей (например, Тибет и Палестина), были физически изгнаны со своих традиционных территорий.
Деколонизационные подходы в этом регионе должны быть направлены на решение вопросов власти, привилегий и ресурсов, чтобы обеспечить защиту культурного наследия этих обездоленных групп населения.
Европа представляет собой интересное место для деколонизации археологии, учитывая ее историю, которая стимулировала колонизаторские исследования среди коренных народов во всем мире.
Деколонизация археологических раскопок в Европе определяется возрождением самобытности коренных народов (например, басков, саами, шотландцев) и усилиями по восстановлению репрезентативности культурного наследия в музеях.
Например, в Британском музее в настоящее время хранятся мраморные скульптуры Эльгина, взятые из Греции, древности из Вавилона и Ассирии и алтарь Пергамона из Турции. Некоторые музеи сопротивлялись возвращению этих великих произведений древности, утверждая, что они являются наиболее безопасными и доступными для международной общественности в музее.
Каждый из этих случаев требует проведения международных переговоров и пересмотра старой археологической практики.
В Австралии и Новой Зеландии аборигены считались отверженными в истории человечества и пытались преодолеть колониальные европейские представления, в соответствии с которыми их традиционная территория называлась "terra nullius" (необитаемая "земля нечеловека").
В последние годы некоторые общины аборигенов в Океании стали использовать археологию в качестве инструмента, который может способствовать самоопределению, обеспечивая материальную основу для восстановления культурной самобытности коренных народов.
Кодекс этики Австралийской археологической ассоциации требует от археологов защиты претензий общин к культурному наследию, признания важности репатриации и признания особой важности для коренных народов, останков предков, предметов и мест, связанных с такими останками.
Во всем мире появились государственные и институциональные положения и протоколы, которые прямо касаются прав коренных народов по отношению к археологам.
Например, в 1991 году Всемирный археологический конгресс распространил новый кодекс этики, в котором признается, что коренные народы являются заинтересованными сторонами, и недвусмысленно говорится, что культурное наследие коренных народов по праву принадлежит потомкам этого наследия.
Статьи Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов, принятой Генеральной Ассамблеей 13 сентября 2007 года, также прямо и недвусмысленно утверждают права коренных народов на самобытность, культуру и собственность.
Еще больше интересных статей читайте на моем канале.