Со старшим ребенком, когда ему было 1.5 года, мы во время прогулок проходили мимо кино афиш.
Однажды Я, держа его на руках, показывала на большую цветную букву «О» и потом показывала на свои губы колечком и опять на букву. При этом просила его тоже произносить звук О.
Он внимательно смотрел на меня и едва шевелил губками, пытаясь их вытянуть в колечко.
Я надеялась получше сформировать его речь через знакомство с буквами и артикуляцией. Но все пошло не по плану.
Как-то раз, сидя на горшке, он в руках держал газету (любимое занятие рвать газету и слушать ее треск). Я в это время протирала пол лентяйкой (типа швабры для половой тряпки).
Ребенок встал с горшка и стал показывать мне букву Т в заголовке «Труд», а потом показывать на лентяйку. И тут я все поняла: буква Т и лентяйка похожи!!! Надо же, какой умничка! И мы стали искать букву Т во всех заголовках и в средних, и в маленьких. Потом точно так же мы нашли букву О.
Со временем у нас были буквы а, ж, з, я, которые мы искали не только на цветной афише, но и в черных шрифтах газет и журналов.
Все наши взрослые – бабушка, дедушка и знакомые тоже просили его найти буквы в журналах. Однажды знакомый врач дал ему толстый сиреневый сборник «Светская Медицина» и попросил на обложке найти букву Я.
Малыш искал долго, и, когда решили уже не мучить ребенка, он пальчиком показал букву я. Все были удивлены.
В результате такого молчаливого знания у ребенка долго не развивалась речь. Его подружка (соседка) его возраста, напротив, очень чисто в свои 1 год и 9 месяцев показывала, проговаривая: «Камень, битон (бидон)». А наш-то только говорил: «Ма, Па, Зи, Да».
Однажды, уже перевалив за 2 годика, он сказал: «Пику купача». Мы, разумеется, не поняли и пытались угадать, что ему надо. Оказалось, что он хочет пить и просит воды.
И тут мы «догнали», что пику – это пить, а купача – это то, в чем купаются. Получилось очень сложное выражение: «Дайте мне то, в чем купаются. Я хочу пить».
Так вот почему ты не разговариваешь, ты строишь целые фразы с указанием на использование предметов, вместо простого их обозначения, при этом изобретая новые названия.
А мы-то грешили на умственную задержку и сожалели, что зря забивали ребенку голову абстрактными буквами.
И, тем не менее, это повлияло на скорость его чтения. В 4 классе, он все еще читал едва ли не по слогам, хотя уже в этом возрасте он с другом сооружал передатчик по азбуке Морзе, и ему пришлось читать книгу «Детская электроника», что соответствовало знаниям 5 или 6 класса.
Наверное, годовалых малышей можно научить многому, было бы чего ради? Лучше учить пониманию того, как одеваться самостоятельно, ходить на горшок, самому управлять ложкой (или палочками, как на видео о японском ребенке https://youtu.be/r7QOJJwA5jE).
Неужели вы боитесь, что ребенок не научится читать и писать вовсе? Научится. Просто нам хочется, чтобы он был среди первых, кто будет читать и считать.
Есть и такие родители, которые отдают в школу детей пораньше, чтобы тот развивался не по годам.
Сегодня я убеждена в том, что не следует ребенка отдавать в школу в 6, вместо 7 лет, где он будет учиться не со своими ровесниками, забирая много сил из физиологии на компенсацию того, чего, пока еще, не должно быть.