Найти в Дзене

Основные моменты археологической деколонизации.

Профессиональные археологи уже давно заявляют о практически исключительной собственности на материалы прошлого. В течение двадцатого века они перешли в ряды полиции, приняв руководящие принципы (например, Закон 1906 года об американских древностях и Закон 1979 года о защите археологических ресурсов), запрещающие незаконное разграбление и торговлю.

В ту же эпоху объекты древнего наследия, расположенные в районах, на которые претендовали колониальные государства, были зарезервированы для защиты и сохранения под контролем государства (например, Закон 1966 года о национальном сохранении исторического наследия).

Этика сохранения, воплощенная в этих действиях, существенно не изменила представления ученых о привилегированном праве собственности.

https://www.pinterest.ru/pin/344243965266624133/
https://www.pinterest.ru/pin/344243965266624133/

Государственный контроль, по сути, является патерналистским продолжением колониального контроля. Для коренных и этнических общин во всем мире восстановление прав коренных народов на собственность и культуру является ключом к восстановлению после колониального господства.

Однако утверждения о притязаниях на останки предков в археологических коллекциях вызвали бурные споры. Некоторые из наиболее горячих из них коренятся в различных конструкциях прав собственности.

Деколонизация археологов оказала особое влияние на репатриацию человеческих останков и предметов культурного наследия в родственные общины и потомкам.

Кроме того, были поданы иски о возвращении археологических и художественных предметов, изъятых из классических европейских объектов.

Противники репатриации утверждают, что репатриация ставит под угрозу целостность значительных музейных коллекций. Подобные аргументы теряют свою актуальность в свете усиления защиты интеллектуальной и культурной собственности коренных народов и растущего признания во всем мире националистических аспектов культурного наследия.

Археологи и музеи больше не могут претендовать на бесспорное право собственности на свои коллекции, и законы штатов (такие, как Закон 1990 года об охране и репатриации могил американских индейцев) заставили их признать законность многих из этих претензий.

В результате этого музеи антропологии, естественной истории, искусства и науки во всем мире в настоящее время регулярно проводят мероприятия по деколонизации, которые включают:

  • консультации с общинами потомков;
  • инвентаризацию останков и артефактов коренных народов, хранящихся в музейных коллекциях;
  • поддержку охраны ландшафтов наследия;
  • установление культурной принадлежности и племенной самобытности;
  • иную контекстуализацию материальных и эфемерных отношений в прошлом.

Учитывая огромный объем археологических материалов, хранящихся в музейных коллекциях, и количество исследуемых объектов коренных народов, эти споры, вероятно, будут продолжаться в течение некоторого времени.

С практической точки зрения, колониальные взгляды могут скрывать данные на местах; взгляды коренных народов могут быть заметны, но игнорируются в контексте местности.

https://www.pinterest.ru/pin/393009504982543041/
https://www.pinterest.ru/pin/393009504982543041/

Например, археологи давно используют стандартизированные типы и категории для того, чтобы предположить, что человеческое общество и материальность можно разделить на четкие границы.

Однако те же данные, если рассматривать их с точки зрения деколонизации, позволяют предположить, что география, взаимоотношения и материальность человека гораздо более изменчивы и гибки, чем предполагают популярные границы.

Перемещая знания коренных народов с периферии на центр, можно лучше распознать и представить себе альтернативы колониальным конструкциям времени, места и нарратива.

На самом базовом уровне анализа, деколонизация вопросов актуальности бинарного выбора, который уже давно используется для категоризации и классификации археологических находок.

В евроцентрических конструкциях общественного развития используются такие термины, как дикарь - цивилизованный, примитивный - развитый, в сочетании с коренными народами, находящимися в состоянии воображаемой оппозиции европейским нациям и современности.

Археологические дихотомии обычно оценивают негосударственные объекты и общества как доисторические (по сравнению с историческими) и неразвитые (по сравнению с европейскими моделями развития).

Тем не менее, археологические данные редко бывают столь четкими. Более эффективным способом представления о прошлых жизнях было бы использование концептуальных переходов, предполагающих как преемственность, так и перемены.

Постмодернистская концепция многовекторности - перспективный процесс, в рамках которого разрабатываются многочисленные возможные нарративы для недопредставленных групп, - также может быть полезным методом для изучения альтернативных толкований.

Сотрудничество между учеными и археологами из числа коренных народов вдохновило на пересмотр многих повседневных представлений, лежащих в основе археологических практик.

Археологи-деколонизаторы обратили внимание на исторические искажения, вызванные распространением современных и колониальных теорий на далекое прошлое доколониальных обществ.

Они предлагают, чтобы колониальные подходы к научным исследованиям были преобразованы в свод ситуационной теории и практики, возникших в результате колониальной экспансии, а не в универсальные рамки для интерпретации всех человеческих обществ с течением времени. Постпозитивистские исследования, в которых признается важность феноменологических, натуралистических, реляционных и практических перспектив и ценностей, могут способствовать интеллектуальному освобождению от колонизации.

Ставя под сомнение понятие универсальной науки и привлекая внимание к вопросам прав человека, археологи деколонизируют тенденцию к социальной активности. Усилия по учету различных мнений и точек зрения могут выявить глубокие философские различия в отношении относительной достоверности различных способов записи знаний.

Например, основные археологи могут рассматривать традиционные верования коренных народов и современные научные мнения как полярные противоположности, как будто это не поддающийся проверке фольклор, а также как неоспоримые достоверные данные.

Однако, как устные традиции, так и письменные традиции представляют собой стратегии записи и передачи нарративов и знаний.

При повторном рассмотрении с точки зрения деколонизации эти стратегии могут быть использованы и переплетены различными способами для обеспечения лучшего понимания.

Более целостные интерпретации могут обеспечить большую изменчивость и гибкость при реконструкции прошлых популяций и могут вдохновлять на более точное представление прошлого.

Еще больше интересных статей читайте на моем канале.