Профессиональные археологи уже давно заявляют о практически исключительной собственности на материалы прошлого. В течение двадцатого века они перешли в ряды полиции, приняв руководящие принципы (например, Закон 1906 года об американских древностях и Закон 1979 года о защите археологических ресурсов), запрещающие незаконное разграбление и торговлю.
В ту же эпоху объекты древнего наследия, расположенные в районах, на которые претендовали колониальные государства, были зарезервированы для защиты и сохранения под контролем государства (например, Закон 1966 года о национальном сохранении исторического наследия).
Этика сохранения, воплощенная в этих действиях, существенно не изменила представления ученых о привилегированном праве собственности.
Государственный контроль, по сути, является патерналистским продолжением колониального контроля. Для коренных и этнических общин во всем мире восстановление прав коренных народов на собственность и культуру является ключом к восстановлению после колониального господства.
Однако утверждения о притязаниях на останки предков в археологических коллекциях вызвали бурные споры. Некоторые из наиболее горячих из них коренятся в различных конструкциях прав собственности.
Деколонизация археологов оказала особое влияние на репатриацию человеческих останков и предметов культурного наследия в родственные общины и потомкам.
Кроме того, были поданы иски о возвращении археологических и художественных предметов, изъятых из классических европейских объектов.
Противники репатриации утверждают, что репатриация ставит под угрозу целостность значительных музейных коллекций. Подобные аргументы теряют свою актуальность в свете усиления защиты интеллектуальной и культурной собственности коренных народов и растущего признания во всем мире националистических аспектов культурного наследия.
Археологи и музеи больше не могут претендовать на бесспорное право собственности на свои коллекции, и законы штатов (такие, как Закон 1990 года об охране и репатриации могил американских индейцев) заставили их признать законность многих из этих претензий.
В результате этого музеи антропологии, естественной истории, искусства и науки во всем мире в настоящее время регулярно проводят мероприятия по деколонизации, которые включают:
- консультации с общинами потомков;
- инвентаризацию останков и артефактов коренных народов, хранящихся в музейных коллекциях;
- поддержку охраны ландшафтов наследия;
- установление культурной принадлежности и племенной самобытности;
- иную контекстуализацию материальных и эфемерных отношений в прошлом.
Учитывая огромный объем археологических материалов, хранящихся в музейных коллекциях, и количество исследуемых объектов коренных народов, эти споры, вероятно, будут продолжаться в течение некоторого времени.
С практической точки зрения, колониальные взгляды могут скрывать данные на местах; взгляды коренных народов могут быть заметны, но игнорируются в контексте местности.
Например, археологи давно используют стандартизированные типы и категории для того, чтобы предположить, что человеческое общество и материальность можно разделить на четкие границы.
Однако те же данные, если рассматривать их с точки зрения деколонизации, позволяют предположить, что география, взаимоотношения и материальность человека гораздо более изменчивы и гибки, чем предполагают популярные границы.
Перемещая знания коренных народов с периферии на центр, можно лучше распознать и представить себе альтернативы колониальным конструкциям времени, места и нарратива.
На самом базовом уровне анализа, деколонизация вопросов актуальности бинарного выбора, который уже давно используется для категоризации и классификации археологических находок.
В евроцентрических конструкциях общественного развития используются такие термины, как дикарь - цивилизованный, примитивный - развитый, в сочетании с коренными народами, находящимися в состоянии воображаемой оппозиции европейским нациям и современности.
Археологические дихотомии обычно оценивают негосударственные объекты и общества как доисторические (по сравнению с историческими) и неразвитые (по сравнению с европейскими моделями развития).
Тем не менее, археологические данные редко бывают столь четкими. Более эффективным способом представления о прошлых жизнях было бы использование концептуальных переходов, предполагающих как преемственность, так и перемены.
Постмодернистская концепция многовекторности - перспективный процесс, в рамках которого разрабатываются многочисленные возможные нарративы для недопредставленных групп, - также может быть полезным методом для изучения альтернативных толкований.
Сотрудничество между учеными и археологами из числа коренных народов вдохновило на пересмотр многих повседневных представлений, лежащих в основе археологических практик.
Археологи-деколонизаторы обратили внимание на исторические искажения, вызванные распространением современных и колониальных теорий на далекое прошлое доколониальных обществ.
Они предлагают, чтобы колониальные подходы к научным исследованиям были преобразованы в свод ситуационной теории и практики, возникших в результате колониальной экспансии, а не в универсальные рамки для интерпретации всех человеческих обществ с течением времени. Постпозитивистские исследования, в которых признается важность феноменологических, натуралистических, реляционных и практических перспектив и ценностей, могут способствовать интеллектуальному освобождению от колонизации.
Ставя под сомнение понятие универсальной науки и привлекая внимание к вопросам прав человека, археологи деколонизируют тенденцию к социальной активности. Усилия по учету различных мнений и точек зрения могут выявить глубокие философские различия в отношении относительной достоверности различных способов записи знаний.
Например, основные археологи могут рассматривать традиционные верования коренных народов и современные научные мнения как полярные противоположности, как будто это не поддающийся проверке фольклор, а также как неоспоримые достоверные данные.
Однако, как устные традиции, так и письменные традиции представляют собой стратегии записи и передачи нарративов и знаний.
При повторном рассмотрении с точки зрения деколонизации эти стратегии могут быть использованы и переплетены различными способами для обеспечения лучшего понимания.
Более целостные интерпретации могут обеспечить большую изменчивость и гибкость при реконструкции прошлых популяций и могут вдохновлять на более точное представление прошлого.
Еще больше интересных статей читайте на моем канале.