Название государства, возникшего в конце VI в. по Р. Хр. на руинах Танаидской Асалании, павшей под ударами Гуннов. В русских летописях К. упоминается, как Козары, у Армян и Арабов - как Казар и Казир, в «Еврейской переписке», как Казар, Кузари, Кузарим, а у Греков и от них на Западе и в Россия как Хазария. Последнее название появилось в результате перехода звука К в звук Х перед придыхательными гласными, что у Греков бывало и в других случаях (см. книгу Корпус Боспорских надписей, М.-Л. 1965, стр. 807). В Европе иногда писали и Газария.
Мнение о родстве летописных казар и казаков высказывались уже давно. Ему следовали многие ученые XVII-XVIII веков. Знаменитый архиепископ Белорусский Георгий (Кониский) в «История русов или Малой России» в конце XVIII века писал: «Воины сии … переименованы от царя греческого Константина Мономаха из Козар — Козаками, и таковое название навсегда уже у них осталось». Но никаких подтверждений в обосновании своего мнения сторонниками такого взгляда на происхождение казаков выдвинуто не было. Единственно, чем обосновывалась связь казаков с хазарами — это близость слов казаки/козаки и казары/козары. Отсутствие серьезной аргументации дало повод противникам такого генезиса казачества совсем отказаться от всестороннего анализа выдвинутого предположения. На смену поискам XVII-XVIII веков исторических предков казаков пришла теория об их происхождении от беглых крепостных крестьян. Между тем, обращение к казачьей этнографии дает весьма интересный материал, заставляющий более внимательно отнестись к отвергнутой теории
Важный аргумент при этом — что до сих пор в обиходном языке казаков старейших общин присутствуют в качестве самоназвания слова, которым летописи и другие старые документы именуют хазар.
На Яике (совр. Урал) хорошо известно слово казара, — как этноним, наряду с собственно казаки (в отличие от этнонима русские, который до недавнего времени вовсе не был распространен среди казаков). В уникальном «Словаре говора уральских (яицких) казаков» под редакцией Н.И. Малечи говорится: «КАЗАРА, казарра, -рре, собир., иногда шуточно или пренебреж., — уральские казаки». В качестве иллюстраций употребления этого слова приводятся такие примеры: «Што ето мужики обиждаются, кода их музланами дразниют? Нас вон назовут казарой да еще мокрожопой, а нам, мотри, вроде как-то приятно. Скв. Горяченные вы, казара! – Что делать? Быват! «Уралец», 1898, N° 46. Казарра – ча сделашь? Батенька ррадимый! Вот она де порода-то рразинска! Вот де! Ур. Иногда сами казаки говорили про себя: все вот сами наделали казара. Оз. Казара за Родину погибнуть готовы были. Казара, особенно уральцы, дисциплинисты были. Чап. М/с. = Буд., Куш., Инд., Сер.». Интересно, что последний пример наглядно показывает уверенность яицких казаков, что именем казара называются все вообще казаки, а не они лишь одни. Обращает на себя внимание так же, что яицкое казара стоит во множественном числе — именно поэтому Нестор Малеча сделал отметку «собир.», т.е. «собирательное». Это заставляет задуматься о том, какова же была форма единственного числа.