Сегодня в России около 40% выпускников вузов не идут работать по специальности. Об этом говорит свежее исследование HeadHunter. В этой ситуации либо государство зря потратило деньги на обучение молодого специалиста, либо сам студент или его родители заплатили за то, что в жизни не пригодится.
Депутат Госдумы Борис Чернышов предложил попробовать исправить ситуацию с помощью мотивационного письма. Это так называемое рекомендательное письмо, которое специалист приносит с собой на новое место работы.
В этом документе отражены положительные стороны личности человека. Это помогает работодателю понять, подходит ли этот специалист на вакансию, а также показывает серьезность намерений соискателя.
Этот метод вполне может подойти для отечественной системе высшего образования. Не секрет, что многие будущие специалисты поступают в вуз по совету родителей, друзей, просто для получения диплома и отсрочки от армии. В итоге эти люди занимают места, которые могли занять будущие специалисты, которые пойдут работать по профилю.
Мотивационное письмо депутат предложил ввести при поступлении, чтобы отсеять случайных кандидатов на места в вузы.
Однако во многих сильных вузах сегодня уже начали налаживать сотрудничество со школами, где с помощью олимпиад выявляют сильных учеников, а потом берут по льготным спискам к себе.
Также с подачи вузов создаются специальные площадки для “Кванториумов”, а также инженерных классов, где школьников проходят специальные программы по профориентации.
Но даже такие методы не дают полной гарантии, что выпускник вуза пойдет работать по профессии. По оценкам экспертов, 20% выпускников в любом случае не пойдут работать по специальности.
Среди представителей бизнеса есть мнение, что нынешняя система образования не воспитывает в молодежи самостоятельность и ответственность, а значит, они не могут в 18 лет принимать осознанное решение поступать на тут или иную специальность. В это время выпускник школы только начинает думать о будущем, он не видит своих сильных и слабых сторон. Он просто “среднестатистический ученик”.
Сама система школьного образования не ищет лидеров среди учеников в той или иной сфере, главное - выпустить ученика в мир взрослых с минимальным количеством троек. Знания, а, тем более, понимание дальнейшего развития, - на периферии школьных задач.