Позитивный подход к партнерству в Великобритании побудил Швецию принять концепцию партнерства.
Таким образом, партнерский вид закупок не имеет статуса контрактной формы.
В Швеции большинство контрактов основывается на общих условиях контрактов.
Появляются новые формы заключения контрактов, основанные на результатах, и партнерские отношения.
Контракты на основе результатов являются усовершенствованными формами контрактов на проектирование и строительство.
Такие контракты, как правило, стимулируют подрядчика к разработке продукции более высокого уровня.
Партнерские контракты, успешно зарекомендовавшие себя в Великобритании, становятся все более популярными в Швеции.
Основными преимуществами таких контрактов являются снижение затрат и повышение эффективности.
Как и в Швеции, строительная отрасль Великобритании сильно фрагментирована.
Для улучшения этого многие из "лучших" клиентов используют партнерские или аналогичные соглашения для сохранения проектной команды.
Отсутствие конкуренции в строительном секторе Швеции было отмечено ОЭСР в 1999 и 2004 годах.
Опрос, проведенный ОЭСР, показал, что картели широко распространены в строительной отрасли Швеции.
Также достаточно высоки барьеры для новых строительных компаний, которые не могут конкурировать на более крупных проектах.
Четыре крупнейших девелопера, которые составляют большую долю рынка, обычно не покупают строительные услуги на рынке, так как 75% квартир построены в домах.
Это приводит к более высоким затратам на строительство по сравнению с более мелкими застройщиками, которые закупают проекты в гораздо большей степени.
Шведский строительный сектор не является конкурентоспособным с точки зрения цепочки поставок, поскольку в этом сегменте доминируют крупные компании.
Швеция имеет один из самых высоких уровней расходов на строительство среди стран ЕС.
Шведское строительное законодательство в отношении исходных материалов, а также отсутствии сертифицированных ЕС строительных норм и правил препятствуют появлению новых предприятий в отрасли.
В некоторых договорах о закупках содержатся требования, которые ставят иностранные компании в невыгодное положение в плане инвестиций и действуют точно так же, как протекционизм.
К другим специфическим показателям, создающим высокие затраты на строительство, относятся:
⦁ высокие цены на строительные услуги (более чем на 8% выше, без НДС, чем в среднем по ЕС в 2004 году)
⦁ затраты на рабочую силу
⦁ мощная и очень влиятельная деятельность профсоюза строителей Byggnads, не являющихся членами ЕС.
Индустрия гражданского строительства находится в руках крупных обществ, которые также производят такие ключевые материалы, как асфальт и балласт.
Поскольку импорт ограничен, другим компаниям приходится закупать строительные материалы у лидеров рынка, а цена на них высока по сравнению со многими другими странами ЕС.
Возможные решения
Исходя из данных, представленных ОЭСР, мы можем констатировать, что Швеции следует сделать акцент на строительном секторе против культуры картелей. Сокращение числа картелей позволит отрасли получить больше участников, участвующих в процедурах закупок строительных материалов, и, соответственно, повысить экономическую эффективность.
Более сильная конкуренция внутри сектора может быть достигнута, если небольшие компании будут действовать сообща, чтобы конкурировать с крупными компаниями, но правительство должно поощрять такую конкуренцию посредством законов о закупках.
Очевидно, что высокая налоговая политика сделала строительство в Швеции слишком дорогим делом.
Это может быть барьером, который естественным образом защищает промышленность от иностранных инвестиций и удерживает шведские компании в напряженном состоянии, а также препятствует добросовестной конкуренции.
7 октября 2009 года в официальном отчете шведского антимонопольного ведомства было отмечено, что "строительный сектор является одним из примеров ограниченного иностранного присутствия в этой стране" (Konkurrensverket).
Для удовлетворения спроса, предъявляемого к строительной отрасли в будущем, необходимо внести ряд изменений в процедуры закупок, которые указывают на необходимость новых форм сотрудничества между всеми участниками процесса.
Эмпирические данные показывают, что используемые в настоящее время процедуры закупок включают:
⦁ спецификацию заказчиком
⦁ открытые тендеры
⦁ оценку предложений на основе самой низкой тендерной цены
⦁ высокую степень формализации контрактов посредством стандартных контрактов
⦁ компенсацию фиксированной цены
⦁ низкое использование совместных инструментов
⦁ оценку эффективности работы заказчика
Шведская закупочная деятельность сосредоточена на ценах и полномочиях из-за отсутствия социального контроля.
Согласно концептуальной модели, больше внимания должно уделяться доверию между участниками строительства.
Такие процедуры, как компенсация на основе стимулов, ограниченное приглашение к участию в торгах, оценка предложений на основе мягких параметров, совместный отбор субподрядчиков и самоконтроль подрядчиков, позволили снизить традиционный акцент на цене и авторитете.
Поэтому доверие и сотрудничество, как представляется, играют ключевую роль между партнерами.
Преимущество раннего привлечения субподрядчиков к закупочным процедурам оказалось важным способом реализации концепции партнерства.
https://i.pinimg.com/originals/cd/17/d9/cd17d9f01b66accd901a4430bf94078a.jpg
http://architizer-prod.imgix.net/media/mediadata/uploads/1546963269409Facade_Large_ThamVidegard_Wendelstrand.jpg?q=60&auto=format,compress&cs=strip&w=1680