Колониализм, который можно определить, как насильственную оккупацию крупными национальными государствами земель, принадлежащих небольшим государственным и негосударственным обществам, представлял собой относительно ограниченную, но влиятельную эпоху в течение долгого периода истории человечества.
Колониализм - это не один процесс, а серия политических мер, процессов и отношений, которые эксплуатируют людей и ресурсы различными способами и на разных местах по самым разным причинам и разной продолжительности.
Коренные народы особенно сильно пострадали от колонизации; их обычно определяют, как доминирующие государства, которые претендуют на их юрисдикцию.
В Северной и Южной Америке колонизация многочисленными европейскими народами привела к неуклонному росту потерь земель и суверенитета коренных народов на протяжении 500 лет.
В Австралии и Новой Зеландии колониальное господство английского языка над территорией аборигенов наблюдалось в течение всего нескольких поколений. Во многих регионах мира общины коренных народов все еще колонизированы и продолжают бороться за восстановление контроля над своими землями и историей.
Многие народы, затронутые колонизацией, существуют на протяжении тысячелетий; колониальная оккупация составляет лишь небольшую часть их истории.
Колониалистическая мысль и националистические идеологии уже давно переплетаются с политикой и практикой научной археологии. В период становления этой дисциплины антропологи обладали практически неоспоримой властью над объектами и коллекциями, не обращая внимания на культурные аспекты и права собственности коренных народов, этнических меньшинств и других маргинализованных групп; археология часто являлась стратегией в поддержку государства.
Поскольку главными поборниками антропологии были белые ученые-мужчины с корнями в белых поселениях, также существовало гендерное и классовое неравенство.
До недавнего времени лишь немногие коренные народы извлекали непосредственную пользу из археологических исследований, проведенных среди них.
В XIX-XX веках спасатели-археологи занимались широкомасштабным сбором материальных ценностей, культурного наследия и человеческих останков, принадлежащих колонизированным субъектам, исходя из предположения, что многие из этих популяций находятся на грани исчезновения.
Ученые из стран Европы и Америки (в основном Англии и Америки) организовали грандиозные экспедиции в поисках свидетельств о цивилизациях прошлого и сборе материалов для музеев.
Они регулярно и разрушали объекты наследия и собирали тысячи человеческих останков и предметов культурного наследия для научного изучения, демонстрации и продажи.
Это исследование послужило стимулом для разработки классификаций, типологий, выставок и образовательных материалов, поддерживающих историческое господство европейских социальных классов и систем верований и политическую маргинализацию коренных народов.
В музеях и в печати археологические документы государственных обществ пропагандировались как свидетельство успешного развития, а документы негосударственных обществ искажались и представляли собой провалы.
Многие археологи способствовали этим искажениям, теоретически разделив время и географию, когда колониальные государства находились в центре, а коренные народы находились на периферии знаний и развития.
Западные ученые также добывали знания коренных народов и заявляли о владении их собственностью, в то же время концептуализируя современные коренные народы как философски не связанные с их предшественниками.
Научные исследования, проводимые с позиций универсализма и позитивизма, могут даже непреднамеренно узаконить и усилить эти искаженные представления.
В середине ХХ века, когда каннибализм спасательного предприятия становился все более очевидным, коренные народы потребовали возвращения священных предметов, общинной собственности и человеческих останков.
Возникающее движение репатриации спровоцировало серьезные споры по поводу права собственности и надлежащего распоряжения археологическими коллекциями и культурными ценностями коренного народа.
Поскольку региональные и этнические общины во всем мире все чаще утверждают свою самобытность, сопротивляясь колониализму и глобализации, они также стремятся контролировать археологические объекты и материалы, которые определяют местонахождение и подтверждают эту самобытность.
Во всем мире национальные государства были вынуждены бороться с коренными народами, которые требуют признания племен, национального суверенитета, возрождения культуры, экономической независимости и контроля над вопросами наследия.
Еще больше интересных статей читайте на моем канале.